Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
ПОСЛЕСЛОВИЕ Сегодня на дворе 2010 год. Вампилова давно с нами нет. В 2007 ис полнилось бы уже семьдесят. Телевидение приготовило несколько пере дач. Прошли по сценам отечественных театров его пьесы. Вспомнили эк ранизации. Поседевшие друзья дали интервью в печати, появились новые мемуары. Значит - не забыт. Помним. Если сегодня приехать в Москву или Питер и заглядеться на театральные афиши, то имя Вампилова на них поч ти запестрит. Играются практически все его пьесы. Их ставят видные ре жиссеры. В вампиловском репертуаре раскрывается талант ведущих рос сийских актеров. Достаточно вспомнить одну из последних постановок «Утиной охоты» в МХТ им. Чехова (режиссер - А. Марин). Зилова в ней исполнил Константин Хабенский. Галина - Марина Зудина. Критика при няла спектакль очень неоднозначно, на какое-то время возродился миф о загадочности этой внешне житейской истории об «алике из аликов», «ры царе до лампочки». Смотреть интерпретации пьес Вампилова в наши дни всегда немного боязно. Не устарела ли коллизия? Можно ли по-прежнему сочувствовать персонажам? На чем сосредоточено внимание постановщи ка? Где находится главная болевая точка современности? Спектакль МХТ заставляет себя смотреть, что говорится, на одном дыхании. Радует, что в нем практически ничто не модернизировано. Диа логи, монологи не претерпели принципиального искажения, лишь тактич но сокращено начало. История Виктора Зилова рассказана театром под робно, последовательно. Константин Хабенский играет человека внешне весьма заурядного: такой тип более чем распространен среди нынешних «аликов»; не без харизмы обаяния, но со следами печального и порочного опыта на лице, в усталых, порою почти безжизненных, стеклянных глазах. Порою. Но не всегда. Иногда герой Хабенского так и рвется навстречу жизни, любви, вере. Он искушается дружбой - ее миражами, любовью - ее соблазном. Он пытается доверять людям. Хотя... Зритель, наблюдая дей ство со стороны, прекрасно видит окружение Зилова - Хабенского на сквозь. Это давно уже успокоившиеся люди. Они прочно и навсегда при няли жизнь такой, какой она складывается по не ими установленному стан дарту. Им же по сути ничего не надо сверх меры. Дайте положенное: зар плату, семейное благополучие, гарантии будущего. А Зилов все чего-то топорщится, нервничает, машет руками. Он как бы не понимает, что жизнь - это карусель. И карусельщик - не он. Он может только крутиться, как ма 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz