Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

Глава I ЧЕЛОВЕК И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В ДРАМАТУРГИИ ВАМПИЛОВА (СИСТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ) 1. Образ «провинции» в драматургии А. Вампилова «Творчество каждого крупного художника слова - это новый само­ бытный мир, решительно не обособленный от других “миров” и в то же время как целое отличающийся своей глубокой оригинальностью», - замечает в книге «Художественное творчество, действительность, человек» М.Б. Храп- ченко [130, с. 169]. Выявить характерные особенности художественного мира писателя - это выявить и объяснить, наряду со многим, писательские пристрастия к определённому кругу общественных и человеческих явле­ ний, понять и по возможности прочувствовать всё его творчество, мысль. Пристальное внимание к драматургическому наследию Вампилова позволяет увидеть в нём редкую поэтическую стройность. Все отражённые в творчестве этого писателя явления действительности, образы людей под­ чинены как бы единому идейно-эстетическому замыслу. Можно сказать, что Вампилову удалось создать образную систему, характеризующуюся известной эстетической избирательностью. Вампилов намеренно и целена­ правленно (насколько это возможно в трудно поддающемся рационально­ му объяснению деле художественного творчества) ограничивал мир своих произведений тематически, проблемно и образно. Это сказалось в выборе писателем места действия для большинства пьес (периферия), в социально­ нравственном облике героя (современный «средний» человек), в характере положенных в сюжетную основу случаев (нравственно-философский, кон­ кретно-обобщённый). Человеческие и писательские симпатии и антипатии настолько ярко проявились в творчестве драматурга, настолько очевидны даже при первом поверхностном прочтении его пьес зрелая ясность худо­ жественного мышления, сознательная избирательность творческих поис­ ков, что можно всерьёз говорить о «вампиловском» типе героя, о «вампи- ловских» сюжетах, «вампиловской» среде, вкладывая в эти понятия опре­ делённое идейно-эстетическое содержание. Всё это и создаёт «театр Вам­ пилова» —театр единой художественно-образной системы. Центральное место в этой системе, на наш взгляд, занимает образ «провинции». Он за­ служивает о себе подробного разговора. 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz