Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.
о Слово активно воздействует на наше сознание и подсознание, вооб ражение, эмоции. Читая, мы развиваемся умственно. Сопереживаем прочитанному. Созданные писателем сюжеты и образы надолго за печатлеваются в нашей памяти. Обратимся к художественному тексту. Перед нами начало известной купринской повести «Гранатовый браслет». Описание морского курорта в начале осени. На эту тему могло быть написано музыкальное произведе ние или живописное полотно. Но ни музыка, ни живопись не сообщили бы нам столь многогранные представления об изображаемом времени года. Вчитаемся: «В середине августа, перед рождением молодого месяца, свойственны северному вдруг наступили отвратительные погоды, какие так побережью Черного моря. То по целым суткам тяжело лежал над землею и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно бешеный бык. То с утра до вечера шел не переставая мел кий, как водяная пыль, дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь, в которой на долго увязали возы и экипажи. То задувал с северо-запада, со стороны степи, свирепый ураган: от него верхушки де ревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ногам железные кровли дач, и ка залось. Будто кто-то бегает по ним в подкованных сапогах; вздрагивали оконные рамы, хлопали двери. И дико завывало в печных трубах. Несколько рыбачьих баркасов заблудились в море, а два и совсем не вернулись: только спустя неделю повыбрасывало трупы рыбаков в разных местах берега». А.И. Куприн создает объемную картину непогоды на морском побе режье «в середине августа». Обратите внимание на то, как много вмещает в себя первый абзац «Гранатового браслета». Мы только читаем текст: улавливаем смысл слов. И при этом стано вимся как бы очевидцами происходящего. Писатель передает нам множе ство ощущений, будит наше воображение, расширяет представления о ми ре. Читая, мы представляем цветовую гамму, слышим те или иные звуки, включаемся в действие. Выпишите из купринского отрывка глаголы, обозначающие дейст вия, и вы увидите, насколько динамично повествование об августовской хмари: «увязали (...) возы и экипажи», «задувал (...) ураган»; «верхушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь»; «подрагивали (...) рамы»; «рыбаки ( ...) заблудились в море», «не вернулись» и т.д. Вот слова, передающие звук: гремели, хлопали, дико завывало и т.д. Писателю доступно изобразить действительность во времени и про странстве, расширить читательские представления об изображаемом с по 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz