Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.

о Слово активно воздействует на наше сознание и подсознание, вооб­ ражение, эмоции. Читая, мы развиваемся умственно. Сопереживаем прочитанному. Созданные писателем сюжеты и образы надолго за­ печатлеваются в нашей памяти. Обратимся к художественному тексту. Перед нами начало известной купринской повести «Гранатовый браслет». Описание морского курорта в начале осени. На эту тему могло быть написано музыкальное произведе­ ние или живописное полотно. Но ни музыка, ни живопись не сообщили бы нам столь многогранные представления об изображаемом времени года. Вчитаемся: «В середине августа, перед рождением молодого месяца, свойственны северному вдруг наступили отвратительные погоды, какие так побережью Черного моря. То по целым суткам тяжело лежал над землею и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно бешеный бык. То с утра до вечера шел не переставая мел­ кий, как водяная пыль, дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь, в которой на­ долго увязали возы и экипажи. То задувал с северо-запада, со стороны степи, свирепый ураган: от него верхушки де­ ревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ногам железные кровли дач, и ка­ залось. Будто кто-то бегает по ним в подкованных сапогах; вздрагивали оконные рамы, хлопали двери. И дико завывало в печных трубах. Несколько рыбачьих баркасов заблудились в море, а два и совсем не вернулись: только спустя неделю повыбрасывало трупы рыбаков в разных местах берега». А.И. Куприн создает объемную картину непогоды на морском побе­ режье «в середине августа». Обратите внимание на то, как много вмещает в себя первый абзац «Гранатового браслета». Мы только читаем текст: улавливаем смысл слов. И при этом стано­ вимся как бы очевидцами происходящего. Писатель передает нам множе­ ство ощущений, будит наше воображение, расширяет представления о ми­ ре. Читая, мы представляем цветовую гамму, слышим те или иные звуки, включаемся в действие. Выпишите из купринского отрывка глаголы, обозначающие дейст­ вия, и вы увидите, насколько динамично повествование об августовской хмари: «увязали (...) возы и экипажи», «задувал (...) ураган»; «верхушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь»; «подрагивали (...) рамы»; «рыбаки ( ...) заблудились в море», «не вернулись» и т.д. Вот слова, передающие звук: гремели, хлопали, дико завывало и т.д. Писателю доступно изобразить действительность во времени и про­ странстве, расширить читательские представления об изображаемом с по­ 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz