Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.

(Раздел 1. Литература щу^ис-^сство Литература (от франц. ШегаШге- восходящего к лат. Шега - буква) в широком смысле - вся письменность, обладающая общественным значением; в узком и более употребительном смысле - сокращенное обо­ значение художественной литературы, качественно отличающейся от дру­ гих видов литературы: научной, философской, информационной и т д. Ли­ тература в этом смысле есть письменная форма искусства слова [1, т. 4, с. 219]. Литература - вид искусства Искусство, -а, ср. 1. Творческое отражение, воспроизведение дей­ ствительности в художественных образах (...). 2. Умение, мастерство, зна­ ние дела (...). 3. Само дело, требующее такого умения, мастерства [6]. Образ художественный - всеобщая категория творчества, специфи­ ческие для него способ и форма освоения жизни, «язык» искусства и вме­ сте с тем его высказывание [1, т. 5, с. 363]. Отличайте литературу от других видов искусства: музыки, живописи, театра, и т.д., поскольку основным средством создания художественного образа в литературе является слово. В музыке - звук, в живописи - цвет. Театр, как известно, универсален и использует слово (драматургию) как литературную основу для сценического воплощения идей. Возможности слова. Каковы они? о Словом можно назвать все: предметы, процессы, явления, факты, со­ бытия... С помощью слова действительность может быть описана всесторонне и многогранно, о Слово передает внутреннее, психологическое состояние человека. С помощью слов выражаются эмоции: гнев, радость, печаль, неж­ ность и т.д. о Слово описывает процессы и состояния не только в статике, но и в динамике - движении. Это отличает литературу от живописи, где по одному запечатленному художником мгновению мы события... С помощью слова действительность может быть описана вынуждены произвольно (в силу воображения) судить о начале, ходе и заверше­ нии изображенного явления. Писатель способен показать жизнь в движении: как в простом физическом, так и в глубоко скрытом (внутреннем, психологическом). 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz