Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.

С Раздел 5. <Роды, жанры и виды литературы Понятие рода - одно из основополагающих в литературоведении. Упоминание о нем мы встречаем еще в трудах Аристотеля. Именно он де­ лил всех творцов на «серьезных» и «легкомысленных» по отношению их к предмету изображения. К «серьезным» относил эпиков в силу того, что они создают объек­ тивную картину мира. Таков великий Гомер. К «легкомысленным» древне­ греческий ученый причислял поэтов-лириков за то, что те субъективны и говорят только о своих переживаниях. В настоящее время споры о литературном роде несколько поутихли. Почему? Скорее всего потому, что нынче наблюдается полное смешение стилей и жанров, а при этом писателю весьма трудно сохранить и чистоту родовых признаков в своих произведениях. Профессиональному филологу важно представлять себе иерархию родов, жанров и видов в литературе (и в других видах искусства). Поня­ тие рода -- наиболее общая категория. Она предполагает деление произве­ дений литературы по способу изображения того или иного предмета или явления. Важно то, какую позицию по отношению к изображаемому чело­ веку и миру в целом занимает художник слова. Видит ли он действитель­ ность как бы со стороны или пропускает мир через свои чувства, пытается постигнуть законы бытия с помощью изображения конфликтных ситуаций и отношений или создает медитационные картины лирического воспри­ ятия жизни. Род указывает на природу отношения писателя к миру и способ постижения этого мира средствами литературного творчества. Жанр - это способ реализации замысла художника с учетом избранной родовой принадлежности. Вид в литературе скорее всего может быть отнесен к так называемой содержательной форме. В виде воплощается задуманное писа­ телем, находит свое единственное конечное завершение. Далее приводятся таблицы, которые помогут Вам разобраться в со­ держательном аспекте изучаемых категорий и понятий. 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz