Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.

Ум болеет тоской и негой молодой. Когда о купол золотой луч разобьется предрассветный и лето входит в Летний сад, каких наград, каких услад иных просить у жизни этой? (1978) Перед нами поэтическое описание белой ночи в Ленинграде (учиты­ вая дату написания). Налицо метафорическое видение поэтом действи­ тельности, тонкое лирическое переживание ночного летнего пейзажа. Каковы средства создания художественного эффекта? Фонетические: белеет - болеет (ассонанс); сад - услад (аллитерация). Морфемные: нет. Лексические: нега (устар.), услады (устар.). Сравиения: нет. Метафоры: ночь раскалена, луч разобьется о купол, просить у жизни. Оксюморон: добела раскалена. Олицетворение: лето входит в Летний сад; ум болеет. Эпитеты метафорические: нет. Эпитеты изобразительные: тоской и негой молодой (изобразительно­ метафорические, ср. молодой человек, молодой задор), купол золотой, луч предрассветный. Эпитеты лирические: нет. Поэтический синтаксис: повторы и градация —каких наград, каких услад, инверсия: просить у жизни этой. Метонимия: ум болеет, каких наград, каких услад иных просить. Риторические приемы: риторический вопрос: каких наград, каких услад иных просить у жизни этой? Короткое стихотворение исполнено метафорической иносказатель­ ности: два олицетворения, три метафоры. Оригинален поэтический син­ таксис, он создает неповторимую интонацию стихов Беллы Ахмадулиной. 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz