Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.

1. Выберите стихотворение (можно любой отрывок художественной про­ зы), отвечающее Вашим эстетическим пристрастиям. 2. Внимательно, лучше дважды, прочитайте стихотворение. Определите тему, идею произведения. 3. Вникните в суть образной поэтической системы (структуры) стиха; за­ думайтесь над тем, как, какими поэтическими средствами она создает­ ся? 4. Какой художественный образ доминирует? Какое сравнение представ­ ляется Вам удачным? 5. Проведите подробный анализ поэтики, исследуя средства создания ху­ дожественного эффекта (создания образа): а) фонетические средства: аллитерация, ассонанс; б) морфемные: префиксальный, суффиксальный, корневой; в) лексические: синонимия, неологизмы и т.д.; г) сравнения: прямые, отрицательные, развернутые; д) метафоры; е) другие тропы: гипербола, литота, оксюморон, перифраз; ж) олицетворение; з) эпитеты метафорические; и) эпитеты изобразительные; к) эпитеты лирические; л) метонимию: места, средства, признака, синекдоху; м) поэтический синтаксис: повторы, градация, эллипсис, инверсия; н) риторические приемы: восклицание, вопрос, умолчание. 6. Сделайте вывод о планах стихотворения: а) метафорическом; б) изобразительном; в) лирическом. Каждое конкретное стихотворение, безусловно, сложнее и искуснее самых продуманных схем. Тайна творчества всегда остается до конца не разгаданной. При аналитическом разборе можно лишь увидеть механизм создания тонкой поэтической материи и оценить его оригинальность (или, напротив, традиционность, почти трафаретность). На основании анализа поэтики произведения профессиональные критики выносят свою оценку творческой индивидуальности художника. Обратимся к стихотворению Беллы Ахмадулиной. Стихи этого поэта трудно поддаются рациональному анализу. И тем не менее: Не добела раскалена, И все-таки еще белеет ночь над Невою. План анализа поэтики произведения 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz