Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.

Умолчание - поэтическая фигура, заключающаяся в том, что нача­ тая речь прерывается в расчете на догадку читателя, который должен мыс­ ленно закончить ее. Но слушай: если я должна Тебе... кинжалом я владею, И близ Кавказа рождена. (А.С. Пушкин. Бахчисарайский фонтан) Из всех средств создания художественного эффекта (или образа) особо выделяется метонимия. Она, как правило, не несет в себе художест­ венной нагрузки, не создает образности, не является тропом. Метонимия отражает специфику русской речи - отражает ее подвижность, изобрета­ тельность. Метонимия служит сокращению языковых средств, лакониза- ции речи, в том числе и поэтической. Метонимия (в пер. с греч. - переименование) - замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым. Различают метонимию места (Москва охотно читала нового поэта), метонимию средства (он превосходно владел пером и шпагой), метонимию признака (всегда дрались до первой крови) и другие. Серые шлемы с красной звездой белой ораве крикнули: - стой! (В. Маяковский) Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие - В зеленых плакали и пели. (А. Блок) Синекдоха (соотнесение) - вид метонимии, при котором заменяются слова и понятия, обозначающие количественные отношения, вместо цело­ го упоминается часть или единственное число называется вместо множе­ ственного. Мне и рубля не накопили строчки. (В. Маяковский) 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz