Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.
Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне. Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. (В. Брюсов) Немалую художественную функцию выполняют изобразительные эпитеты, описывающие предмет, лицо или явление такими, какими они яв ляются в реальной действительности: Еще дуют холодные ветры И наносят утренни морозы, Только что на проталинах весенних Показались ранние цветочки. (А.С. Пушкин) Изобразительные эпитеты характеризуют предметы, лица и явления с точки зрения их цвета (белый, зеленый и т.п.), формы (круглый, квадрат ный и т.п.), размера (короткий, высокий и т.п.), средств изготовления (оловянный, кожаный и т.п.) и в связи с другими реалистическими призна ками. Третья разновидность эпитетов - лирические. Они не являются тро пами (если это, конечно, не гипербола, литота или ирония), но создают особую лирическую атмосферу (лирический план) произведения. Лириче ские эпитеты выражают субъективное отношение автора к изображаемому: неприязнь, восторг, равнодушие, гнев, умиление и т.д.: Я вижу все. Я все запоминаю. Любовно-кротко в сердце берегу. (А. Ахматова) О люди! жалкий род, достойный слез и смеха! (А.С. Пушкин) Милая, верная, от века Суженая, Чистый цветок миндаля, Божьим дыханьем в любви разбуженная, Радость моя, - Земля! (3. Гиппиус) Художественное произведение вбирает в себя множество поэтиче ских средств, с помощью которых создаются образ, картина мира, портрет человека, отражение душевного состояния автора. Важно определить поэтическую доминанту текста, понять присущее поэтическому мышлению иносказание. Желательно рассматривать поэтическое произведение в ф ех планах: метафорическом (тропы), изобразительном (изобразительные эпитеты) и лирическом (лирические эпитеты). 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz