Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.

Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне. Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. (В. Брюсов) Немалую художественную функцию выполняют изобразительные эпитеты, описывающие предмет, лицо или явление такими, какими они яв­ ляются в реальной действительности: Еще дуют холодные ветры И наносят утренни морозы, Только что на проталинах весенних Показались ранние цветочки. (А.С. Пушкин) Изобразительные эпитеты характеризуют предметы, лица и явления с точки зрения их цвета (белый, зеленый и т.п.), формы (круглый, квадрат­ ный и т.п.), размера (короткий, высокий и т.п.), средств изготовления (оловянный, кожаный и т.п.) и в связи с другими реалистическими призна­ ками. Третья разновидность эпитетов - лирические. Они не являются тро­ пами (если это, конечно, не гипербола, литота или ирония), но создают особую лирическую атмосферу (лирический план) произведения. Лириче­ ские эпитеты выражают субъективное отношение автора к изображаемому: неприязнь, восторг, равнодушие, гнев, умиление и т.д.: Я вижу все. Я все запоминаю. Любовно-кротко в сердце берегу. (А. Ахматова) О люди! жалкий род, достойный слез и смеха! (А.С. Пушкин) Милая, верная, от века Суженая, Чистый цветок миндаля, Божьим дыханьем в любви разбуженная, Радость моя, - Земля! (3. Гиппиус) Художественное произведение вбирает в себя множество поэтиче­ ских средств, с помощью которых создаются образ, картина мира, портрет человека, отражение душевного состояния автора. Важно определить поэтическую доминанту текста, понять присущее поэтическому мышлению иносказание. Желательно рассматривать поэтическое произведение в ф ех планах: метафорическом (тропы), изобразительном (изобразительные эпитеты) и лирическом (лирические эпитеты). 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz