Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.

Оригинальны метафоры: плывет в глазах (...) вечер; ветер (...) обтя­ нет ладони; льется мед огней; пирог (...) несет сочельник над головою. Со­ гласитесь, что большинство слов употреблено здесь в переносном значе­ нии. Поймете их в прямом смысле - и стихотворный текст обернется не­ лепостью. Метафору надо отличать от олицетворения. Олицетворение (делать лицо) - фигура, состоящая в том, что при описании животных или неодушевленных предметов они наделяются чувствами, мыслями и речью: Устало все кругом: устал и цвет небес, И ветер, и река, и месяц, что родился, И ночь, и в зелени потусклой спящий лес, И желтый тот листок, что, наконец, свалился. (А. Фет) Вот распространенные примеры олицетворений, берущие свое нача­ ло еще в язычестве: трава шепчет, ручеек смеется, лес спит, луна молчит, ива плачет, березка жалуется дубу, цветы улыбаются и т.д. Олицетворение, как правило, выражается глагольными формами. Олицетворение обознача­ ет действие (или процесс), доступное человеку, не превышающее его воз­ можностей: дуб сердится - олицетворение; дуб взвинтился к небу - ме­ тафора. Гипербола (в пер. с греч. - излишек, преувеличение) - поэтическая фигура; образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление, употребляется в целях усиления художественного впе­ чатления: Сидит лодырь у ворот, Широко разинув рот, И никто не разберет, Где ворота, а где рот. (Частушка) Гиперболой могут оказаться сравнения, метафоры, эпитеты, но встречаются и собственно гиперболы - преувеличенное изображение, опи­ сания, информация. Литота - фигура, обратная гипербола, обозначает явное преумень­ шение чего-либо: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. (А.С. Грибоедов. Горе от ума) 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz