Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.
Морозной пылью серебрится Его бобровый воротник. (А. Пушкин) Отличайте прямое сравнение от отрицательного. Прямое сравнение: глаза, как звезды, засияли мне навстречу. Отрицательное сравнение: не глаза - звезды засияли мне навстре чу. Не человек - змея! (А.С. Грибоедов) Контекстуальное (развернутое) сравнение обычно называют срав нением-образом, в нем оба члена сопоставляются не по отдельному при знаку, а по общему облику, сливаясь в микрокартину: Снег идет, снег идет, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод. Словно с видом чудака, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака. (Б. Пастернак) Метафора (в пер. с греч. - перенесение) - один из основных тропов художественной речи; употребление слова не в прямом, а в переносном значении. В основе метафоры лежит неназванное (скрытое) сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов. Важно понять, что сравнение может быть переведено (упрятано) в метафору, а метафора развернута до сравнения. Например: ковер листьев - листья, как ковер; небо, как сатин - сатин неба. Метафоры составляют основную художественную ценность поэзии. Они встречаются повсюду, задача читателя и профессионального литера турного критика - оценить их по достоинству: Плывет в глазах холодный вечер, Дрожат снежинки на вагоне, Морозный ветер, бледный ветер, Обтянет красные ладони, И льется мед огней вечерних И пахнет сладкою халвою. Ночной пирог несет сочельник Над головою. (И. Бродский. Рождественский романс) 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz