Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.
I. Фонетический Аллитерация (от лат. ай - к, при, со и Нйега - буква, собуквие) - прием усиления выразительности художественной речи, в особенности стиха, повторами согласных звуков: Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря, в берег бьется Чуждый чарам черный челн... (К. Бальмонт) Заметим, что с помощью аллитерации строка может «волноваться», «чахнуть», «шипеть», «рычать» и т.д. Именно в таких случаях создается художественный эффект, образность речи. Ассонанс (в пер. с франц. аззопапсе - созвучие) - повтор ударных, преимущественно гласных звуков внутри стиха: У наших ушки на макушке Чуть утро осветило пушки - И леса синие верхушки - Французы тут как тут. (М.Ю. Лермонтов. Бородино) Ассонанс служит различным целям, он может создать «настроение» стиха: шутливое, тревожное. С его помощью строка «аукает», «охает», «стонет», «воет». Заумь, или заумный язык, - язык, «не имеющий определенного зна чения» (А. Кручёных), непонятный даже для самих его сочинителей. Поэты-заумники широко используют звукопись, морфемный и лексиче ский способы создания поэтического эффекта: Лельга, оньга, эхамчи! Ричи чичи чичичи! Лени нули эли али! Бочикако никако, Никакоко кукане! Кукарики кикику! Папа пупи пигиги! Мород, мород, миучали Капа, капа, кап! Эмч, амч, умч! Думчи, дальчи, дольчи! (В. Хлебников) 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz