Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.

Сквозь полет золотистого мячика Прямо в сеть тополевых тенет В эти дни золотая мать-мачеха Золотой черепашкой ползет. (1909) Не менее выразителен и труден для восприятия ранний Борис Пас­ тернак, например, «Не трогать»: «Не трогать, свежевыкрашен», - Душа не береглась, И память - в пятнах икр и щек, И рук, и губ, и глаз. Я больше всех удач и бед За то тебя любил, Что пожелтевший белый свет С тобой - белей белил. И мгла моя, мой друг, божусь, Он станет как-нибудь Белей, чем бред, чем абажур, Чем белый бинт на лбу! (1917) О чем эти стихи? Согласитесь, не так уж просто ответить на этот во­ прос. Переведите поэзию в «нормальную» человеческую речь - и они сра­ зу потеряют свое очарование. Главное в поэтическом творчестве - его неповторимость, оригиналь­ ность. Поэтический язык отличается от разговорного, научного, даже ли­ тературного. Последний строго придерживается норм (от грамматических до орфоэпических). Литературная речь свободна от иносказательности, иначе она может быть превратно истолкована. Попробуйте в прогнозе по­ годы на телевидении заговорить хлебниковским языком о «весны посло­ вицах и поговорках»! Это вызовет лишь раздражение и недоумение боль­ шинства телезрителей. Все средства массовой информации (СМИ) обязаны вещать на чистом литературном языке. Поэты же, напротив, ценны заведомо «ненормальным» языком срав­ нений и метафор. Бытует мнение, что поэтический (художественный) язык не поддается расшифровке, анализу. Это не так. Профессиональный фило­ лог (и просто грамотный читатель) знаком с языковыми приемами (средст­ вами) создания художественного стиля, более узко - художественного об­ раза. Таких приемов (средств) несколько: фонетический, лексический, морфемный, тропы (сравнения, метафоры, эпитеты) и метонимия, поэти­ ческий синтаксис (прил., схемы 3-7). Напомним основные термины поэтики [4]. 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz