Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.
Сквозь полет золотистого мячика Прямо в сеть тополевых тенет В эти дни золотая мать-мачеха Золотой черепашкой ползет. (1909) Не менее выразителен и труден для восприятия ранний Борис Пас тернак, например, «Не трогать»: «Не трогать, свежевыкрашен», - Душа не береглась, И память - в пятнах икр и щек, И рук, и губ, и глаз. Я больше всех удач и бед За то тебя любил, Что пожелтевший белый свет С тобой - белей белил. И мгла моя, мой друг, божусь, Он станет как-нибудь Белей, чем бред, чем абажур, Чем белый бинт на лбу! (1917) О чем эти стихи? Согласитесь, не так уж просто ответить на этот во прос. Переведите поэзию в «нормальную» человеческую речь - и они сра зу потеряют свое очарование. Главное в поэтическом творчестве - его неповторимость, оригиналь ность. Поэтический язык отличается от разговорного, научного, даже ли тературного. Последний строго придерживается норм (от грамматических до орфоэпических). Литературная речь свободна от иносказательности, иначе она может быть превратно истолкована. Попробуйте в прогнозе по годы на телевидении заговорить хлебниковским языком о «весны посло вицах и поговорках»! Это вызовет лишь раздражение и недоумение боль шинства телезрителей. Все средства массовой информации (СМИ) обязаны вещать на чистом литературном языке. Поэты же, напротив, ценны заведомо «ненормальным» языком срав нений и метафор. Бытует мнение, что поэтический (художественный) язык не поддается расшифровке, анализу. Это не так. Профессиональный фило лог (и просто грамотный читатель) знаком с языковыми приемами (средст вами) создания художественного стиля, более узко - художественного об раза. Таких приемов (средств) несколько: фонетический, лексический, морфемный, тропы (сравнения, метафоры, эпитеты) и метонимия, поэти ческий синтаксис (прил., схемы 3-7). Напомним основные термины поэтики [4]. 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz