Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.

антагонистов, проясните их идейно-нравственные позиции, расхождения. 7. Составьте схему развития конфликта (сюжетную схему). Каж­ дую точку (позиции) схемы - завязку, кульминацию, развязку - подтвердите короткими, но точными цитатами из текста. Обо­ значьте цитатами начало - конец экспозиции, пролога, эпилога. 8. Дайте характеристику схеме в целом (в какой сфере, за счет ка­ ких конфликтующих сил, в какой хронологической последова­ тельности развивается сюжет) и каждому этапу в отдельности. 9. Объясните, какую роль в развитии сюжета играют случайности, обстоятельства, индивидуальное проявление характеров, автор­ ская позиция. 10. Как композиция рассказа помогает осмыслить содержание сю­ жета в целом? 11. Каковы композиционные принципы расположения материала? 12. Каковы композиционные приемы выражения авторской мысли? 13. Какие элементы композиции несут на себе наибольшую эстети­ ческую и смысловую нагрузку? 14. Сделайте вывод о единстве формы и содержания: сюжета и ком­ позиции. Напомним, что композиция - это членение и взаимосвязь разнород­ ных элементов, или, иначе, компонентов литературного произведения. Иногда вместо термина «композиция» употребляют близкие по смыслу слова: архитектоника, построение (или строение), структура, конст­ рукция и т.п. Композиционная единица - эпизод. Эпизоды (как и другие элемен­ ты: акты, главы, части и т.д.) могут располагаться в произведении по сле­ дующим композиционным принципам: - принцип контраста; - принцип дополнения; - принцип мозаики (фрагментарной). Композиционные приемы организации сюжета: 1. Прием рамки. 2. Прием кольца. 3. Прием вставки. 4. Прием предварения. 5. Прием отступления (в частности, лирического). 6. Прием возвращения (ретроспекции). 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz