Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.

1) Почему Владимир и Маша потерпели крах своего замысла? 2) Что препятствовало планам влюбленных? 3 )Почему Маша и Бурмин находят счастье? 4) Какие нравственные уроки можно извлечь из рассказанной Пушкиным истории? Идейное содержание «Метели» сводится к выводам и положениям: 1) Человек предполагает, а Бог располагает. 2) Своенравие человека, игнорирование авторитета родителей, пренебре­ жение к традициям морали наказывается. Вознаграждаются верность, сми­ рение, чистота помыслов. 3. Третье - последнее - чтение произведения предполагает более мас­ штабное его осмысление. Желательно вписать повесть Пушкина в кон­ текст мировой и отечественной культуры, попытаться понять ее новатор­ ский характер. На этом этапе избирается путь исследования произведения, формулируется тема сочинения, реферата (курсовой работы или диплома). Так, «Метель» Пушкина сопоставима с традициями европейского любовно-авантюрного романа. В ней переплелись романтическая и реали­ стическая тенденции изображения действительности. Сентиментальность соседствует с иронией, пародия - с правдой жизни. Продуктивно рассмот­ реть авторскую позицию в произведении (это и рассказчик Белкин, и сам Пушкин). Совершенен язык повести: он прост, ясен и глубок. Нельзя забы­ вать и о том, что «Метель» - только одна из новелл цикла «Повестей Бел­ кина». Выяснить ее роль и место в этом цикле - достойная задача исследо­ вателя. Задание: 1. Выберите рассказ для аналитического чтения, объемом не более 5 страниц. 2. Мотивируйте свой выбор (Вас заинтересовал автор, название; Вы услышали спорное мнение о рассказе, вы прочли критиче­ скую статью и т.д.). 3. Дайте краткую характеристику творчества писателя, отметьте его роль и значение в мировой и отечественной культуре; если возможно, расскажите об истории создания рассказа. 4. Коротко (в 10-15 предложениях) перескажите фабулу рассказа, определите главное событие повествования. 5. Проанализируйте рассказ на идейно-тематическом уровне. Сформулируйте тему, проблематику, идею произведения. 6. Подтвердите выдвинутую гипотезу об идейном содержании рас­ сказа анализом сюжета как развития основного конфликта про­ изведения. Обозначьте стороны конфликта: назовите героев- 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz