Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.

рающему от страсти Владимиру, выпадает счастье быть супругом Марии Гавриловны? Вопросы, вопросы... Литература чаще задает их, чем отвечает. Во­ просы - фундамент проблематики произведения. Они очерчивают сюжет­ ное противостояние. В «Метели» противопоставлены воля (поступки людей) и так назы­ ваемая Судьба (проявление Высшей Силы через случайное стечение об­ стоятельств: в данном сюжете, метель). Главные вопросы «Метели»: волен ли человек в устроении своего счастья? Кому выпадает выигрышный билет Судьбы? Кто терпит не­ удачу и почему? Конфликт произведения - противоречие между личной инициати­ вой и божественным предопределением. Как построить схему развития сюжета «Метели»? Будет ли она простой? Или разветвленной? Для ответа на эти вопросы необходимо разобраться в том, сколько сюжетных линий в «Метели»? Как они переплетены? Какие эпизоды яв­ ляются общими для всех персонажей повести (Маши, Бурмина, Владими­ ра)? Где и почему обрывается линия жениха-неудачника? Как продолжает­ ся линия венчанной в метель невесты? Что является случайным стечением обстоятельств? В чем проявляет­ ся жизненная закономерность? Что значит образ Метели в повести? Можно ли считать его образом- символом? Кульминацией всего происходящего? Схема, предлагаемая вашему вниманию, конечно, не единственная версия развития конфликта в «Метели» Пушкина. Каждый вправе соста­ вить свою схему, обосновать ее позиции (прил., схемы 1,2). Результатом составления сюжетной схемы является осмысление и определение (формулирование) идейного содержания произведения. Идея пушкинской «Метели», очевидно, сводится к пословице: «Человек предпо­ лагает, а Бог располагает». Пушкин напоминает читателю и том, что лич­ ная инициатива часто корректируется внешне случайным стечением об­ стоятельств, за которым скрывается Промысел Судьбы. Итак, подведем некоторые итоги аналитического чтения «Метели». Тема произведения: 1) «Метель» (название определяет тему). 2) История одного венчания. 3) История о том, как метель расстроила планы влюбленных. 4) История замужества Марии Гавриловны и т.д. Проблематика произведения: Человек и судьба. Вопросы, помогающие осмыслить проблематику «Метели»: 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz