Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.
Счастливый жених готовится к свадьбе: пригла шает свидетелей, уговаривает священника. Маша пишет письма родителям и подруге. Все готово к тайному венчанию. Но... Неожиданно разыгрыва ется метель. Владимир сбивается с пути. Когда под утро он приезжает в церковь, то узнает страшное известие: его невеста обвенчалась с дру гим. Юноша в горе. Он отправляется на войну 1812 и в скором времени геройски погибает. Ма ша, обвенчанная с чужим человеком, пребывает в смятении чувств. Она не раскрывает своей тайны родителям, но глубоко страдает. Проходит время. Умирает отец Маши. Они с матерью переезжают в другое поместье. Завершается война с француза ми. В доме Марии Гавриловны появляется по стоялец - бравый гусар Бурмин. Он влюбляется в Машу, Маша готова ответить ему взаимностью, но... Бурмин несвободен. Он рассказывает Маше, что обвенчан с той, о которой не имеет ни малей шего представления: кто она, где она... Однажды ночью во время метели он проезжал мимо церкви, увидел в ней готовящееся венчание и шутки ради встал под венец вместо жениха... Невеста, узнав обман, упала в обморок, он поспешил уехать. Маша узнает в Бурмине того, с кем по ошибке об венчалась в роковую метельную ночь... Такова фабула «Метели». Попробуйте сформулировать тему произ ведения. Название повести во многом тематическое, т.к. главным сюжет ным событием является метель: она путает все планы влюбленных, стано вится своего рода роком в их судьбе. Тема может быть определена и как «история одного венчания», и как «злая шуточка гусара Бурмина», и как «всеведение судьбы». 1. При первом чтении сюжет «Метели» актуализируется для каждого читателя по-разному. Постарайтесь искренне ответить себе, считаете ли рассказанную Пушкиным историю хоть в чем-нибудь современной? Отве чает ли она на запросы сегодняшнего времени? Пушкин возвращает чита теля к незыблемым ценностям христианской морали, показывая, как нака зывается личная инициатива, направленная против авторитета родителей, Бога, совести. 2. Второе чтение. При втором, более углубленном чтении отмечайте то, что представляется вам наиболее значимым и интересным в самом тексте 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz