Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.

Счастливый жених готовится к свадьбе: пригла­ шает свидетелей, уговаривает священника. Маша пишет письма родителям и подруге. Все готово к тайному венчанию. Но... Неожиданно разыгрыва­ ется метель. Владимир сбивается с пути. Когда под утро он приезжает в церковь, то узнает страшное известие: его невеста обвенчалась с дру­ гим. Юноша в горе. Он отправляется на войну 1812 и в скором времени геройски погибает. Ма­ ша, обвенчанная с чужим человеком, пребывает в смятении чувств. Она не раскрывает своей тайны родителям, но глубоко страдает. Проходит время. Умирает отец Маши. Они с матерью переезжают в другое поместье. Завершается война с француза­ ми. В доме Марии Гавриловны появляется по­ стоялец - бравый гусар Бурмин. Он влюбляется в Машу, Маша готова ответить ему взаимностью, но... Бурмин несвободен. Он рассказывает Маше, что обвенчан с той, о которой не имеет ни малей­ шего представления: кто она, где она... Однажды ночью во время метели он проезжал мимо церкви, увидел в ней готовящееся венчание и шутки ради встал под венец вместо жениха... Невеста, узнав обман, упала в обморок, он поспешил уехать. Маша узнает в Бурмине того, с кем по ошибке об­ венчалась в роковую метельную ночь... Такова фабула «Метели». Попробуйте сформулировать тему произ­ ведения. Название повести во многом тематическое, т.к. главным сюжет­ ным событием является метель: она путает все планы влюбленных, стано­ вится своего рода роком в их судьбе. Тема может быть определена и как «история одного венчания», и как «злая шуточка гусара Бурмина», и как «всеведение судьбы». 1. При первом чтении сюжет «Метели» актуализируется для каждого читателя по-разному. Постарайтесь искренне ответить себе, считаете ли рассказанную Пушкиным историю хоть в чем-нибудь современной? Отве­ чает ли она на запросы сегодняшнего времени? Пушкин возвращает чита­ теля к незыблемым ценностям христианской морали, показывая, как нака­ зывается личная инициатива, направленная против авторитета родителей, Бога, совести. 2. Второе чтение. При втором, более углубленном чтении отмечайте то, что представляется вам наиболее значимым и интересным в самом тексте 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz