Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.

Все перечисленное своего рода «кирпичики», из которых строится произведение. Читая текст, важно отметить, присутствуют (отсутству­ ют) ли в нем те или иные элементы композиции. Это помогает осмыс­ лить замысел. Отсутствие пейзажей у Достоевского не случайность, как и насыщенность ими в художественном мире Тургенева. Естественно, что о содержательном аспекте портрета, диалога, пейзажа или эпиграфа надо говорить особо. В данном случае нас интересует факт наличия и характер (место) размещения композиционного элемента в сюжете. Так, пейзаж может открывать, а может и завершать повествование о неразделенной любви. Портрет может быть подробным и предшествовать основной сюжет­ ной линии, но может и «промелькнуть» незамеченным где-нибудь на пе­ риферии повествования (сравните портреты Толстого и мимолетные зари­ совки Чехова). Обращайте внимание на количество, размещение в сюжете, со­ отношение друг с другом композиционных элементов - и Вам яснее откроется писательский замысел! Анализ повестиЯ-С- Лушкина «Метель» (цикл «ЗТовестиЪелщна») 1. Первое чтение. Прочитайте не только повесть «Метель», но и весь пушкинский цикл «Повести Белкина». Тогда Вам станет ясно, что сюжет «Метели» находит свое хронологическое продолжение в «Выстреле»: Бурмин и граф, стреляющийся с Сильвио на дуэли, - одно и то же лицо. 2. Определите свое эмоциональное отношение к прочитанному: повесть взволновала, огорчила, разочаровала? Интересна ли Вам интрига (цепь со­ бытий)? 3. Попробуйте кратко пересказать сюжетную линию пушкинской «Мете­ ли». Какое событие Вы считаете главным? Как можно охарактеризовать основных персонажей? Пересказ содержания: Владимир и Мария Гавриловна влюблены друг в друга и мечтают быть вместе. Родители Маши препятствуют счастью молодых людей, считая Владимира невыгодным женихом. Начинается зима, свидания влюбленных из-за холодов пре­ кращаются, затруднена переписка. Владимир ре­ шается предложить Маше побег из родительского дома и тайное венчание. Девушка соглашается. 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz