Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.

ружении, их одолевают схожие проблемы. Они как бы ходят «по кольцу». Но нельзя упускать из вида, что смысловая нагрузка последнего эпизода в силу развития сюжета уже иная, нежели у первого. Повторяются внешние признаки, внутренне многое меняется. Приемом кольца пользуются сюже­ ты-сны (Кальдерон «Жизнь есть сон»), сюжеты-иобеги (Лермонтов «Мцы­ ри»), Этим приемом пользовался Вампилов (пьесы «Прощание в июне», «Старший сын», «Дом окнами в поле»). Прием вставки элементарен. По ходу развития сюжета «вставля­ ются», на первый взгляд, не связанные с основной коллизией сказки, мифы, истории, басни и т.д. Самый известный прием вставки встречаем в гоголевских «Мертвых душах»: это «Повесть о капитане Копейкине». Вставками широко пользуется в своих романах Чингиз Айтматов. Вставку можно изъять из текста, это мало повлияет на фабулу (цепь событий), но принципиально обеднит сюжет в целом. Прием предварения распространен в психологических и мистико­ религиозных произведениях. Один из эпизодов (часто сон, гадание, предчувствие, случайная встреча, видения) оказывается пророческим и предваряет грядущие события. Таков эпизод железнодорожной аварии, наблюдаемой Анной Карениной при приезде в Москву; сон Татьяны в «Ев­ гении Онегине», сон Раскольникова в «Преступлении и наказании». Такие предваряющие эпизоды, сцены, иногда просто образы (несдающийся репей в «Хаджи-Мурате Л. Толстого) находят свое точно композиционное место в развитии основной сюжетной линии. Прием отступления (лирического, публицистического, научного, философского) хорошо известен по «Евгению Онегину» А.С. Пушкина и «Дон Жуану» Дж. Байрона, «Молодой гвардии» А. Фадеева и «Пушкин­ скому дому» А. Битова. Всякого рода отступления позволяют автору полнее высказать самого себя, прокомментировать сюжет с различ­ ных точек зрения, просто «поболтать» с читателем. Отступления чаще всего обогащают сюжет, придавая ему характер энциклопедичности. Прием ретроспекции - прием хронометрического возврата, по­ ворота сюжета к прошлому. По ходу действия герой может ретроспек­ тивно вспоминать что-либо. Ретроспекция характерна для детективных сюжетов. Прием этот известен со времен фольклора: он часто встречается в русских былинах, сказках. В современной литературе к нему не раз при­ бегал Юрий Бондарев («Берег», «Выбор», «Игра»), Композиционные элементы Перечислим основные: название (заголовок), эпиграф, главы, части, акты (действия), эпизоды, сцены, явления, портреты, пейзажи, интерьеры, диалоги, монологи, полилоги... 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz