Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.

ки»). По различной эмоциональной насыщенности - главы в «Кому на Руси жить хорошо» (в одной главе частушка может соседствовать с тоск­ ливой песней). Принцип дополнения. Согласно этому принципу один эпизод (или элемент) дополняет другой. Это происходит, как правило, в хронологиче­ ски последовательных сюжетах, где главы или части дополняют (расши­ ряют) наше представление об изображаемом в произведении. Часто принцип дополнения и контраста совмещаются. Трудно ска­ зать наверняка, каков принцип расположения повестей в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Каждая повесть дополняет наши представления о Печорине, но в то же время психологически углуб­ ленный «Дневник Печорина» контрастирует с поверхностным взглядом на героя Максима Максимовича («Бэла»). Фрагментарный (мозаичный) принцип. Фрагментарная компози­ ция характерна для романтических произведений или циклов, сюрреали­ стических, модернистских, постмодернистских. Писатель, прибегая к та­ кому композиционному принципу, утверждает мысль о недетермини­ рованности, дискретности описываемых им явлений. Каждый композиционный принцип не просто формальность: он не­ сет на себе эстетическую, смысловую, философскую нагрузку. Композиционные приемы 1. Прием рамки (или «рассказ в рассказе»), 2. Прием кольца. 3. Прием вставки. 4. Прием предварения. 5. Прием отступления. 6. Прием ретроспекции. Прием рамки (или «рассказ в рассказе») весьма распространен в сюжетосложении. Основная сюжетная линия заключена как бы в «рамку» воспоминания, спора, развлечения анекдотами, урока и т.д. Герой при та­ ком композиционном приеме рассказывает историю, происходившую с ним в прошлом или, напротив, фантазирует, прогнозируя будущее. В хронологическом отношении такой сюжет непоследователен. Время само­ го рассказа не соответствует времени, о котором повествует рассказчик. Прием очень распространен: Л.Н. Толстой «После бала», А.Н. Не­ красов «Железная дорога», А.П. Чехов Трилогия «О любви», Боккаччо «Декамерон» и т.д. Прием кольца. Напоминает прием рамки, но существенно отличает­ ся от него. При этом приеме последний эпизод композиционно повто­ ряет первый. Герои оказываются в тех же обстоятельствах, в том же ок­ 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz