Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.
4. Составьте сюжетные схемы (развитие основного конфликта) всех «По вестей Белкина» А.С. Пушкина. Какую роль в экспозиции, завязке, раз вязке этих повестей играет случай? Как по ходу развития сюжета ме няются характеры? Кто остается неизменным? Кого по праву можно назвать героем? Разговор о сюжете, художественных образах, типическом и инди видуальном практически неисчерпаем. Это основные понятия литерату ры. Нет готовых штампов и рецептов сюжетосложения. Можно судить лишь об определенных, сложившихся веками закономерностях, традициях, тенденциях. Композиция художественного произведения Сюжет непосредственно связан с композицией произведения. Более того, он реализуется через композицию. От построения текста (всех его частей, компонентов и элементов) зависят и смысл, и эмоциональное воздействие на читателя. Композиция - членение и взаимосвязь разнородных элементов или, иначе компонентов литературного произведении. Иногда вместо термина «композиция» употребляют близкие по смыслу слова: архи тектоника, построение (или строение), структура, конструкция и т.п. [1, т. 3, с. 694]. От композиции зависит, где в произведении разместятся элементы сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Вспомним, что экс позиция в комедии «Ревизор» в начале отсутствует, но в середине пьесы мы узнаем о нравах города N. Детективный сюжет «Что делать?» Черны шевского начинается с «мнимой» развязки: «самоубийства» Лопухова. Экспозиционное описание Чичикова Гоголем подается в конце первого тома «Мертвых душ» и т.д. Композиционные принципы построения сюжета Композиционная единица - эпизод. Эпизоды в произведении (как и другие элементы: акты, главы, части и т.д.) могут располагаться по прин ципу контраста, принципу дополнения, фрагментарному (мозаичному принципу). Принцип контраста. Контрастируют смысл, эмоциональная насы щенность, размер, родовые характеристики (эпос - драма - лирика), жан ровые особенности (комедия - трагедия) и т.д. По смысловому контрасту (сцены войны и мира) располагаются эпизоды в «Войне и мире» Толстого. По жанровому контрасту - повести в «Миргороде» Н.В. Гоголя («Тарас Бульба» и «Старосветские помещи 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz