Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.
и дети»); Болконский (Толстой «Война и мир»); Власов (Горький «Мать»), Незабываемы образы женщин-героинь: Анны Карениной, Татьяны Лари ной, Катерины, Ниловны... На рубеже XIX и XX вв. и особенно в последнее время в литературе утвердился образ антигероя. В нем нашел свое художественное воплоще ние распространенный человеческий «Тип» обломовского плана. Антиге рой не способен к активному действию, он занимает пассивно выжидательную или откровенно нигилистическую позицию. Он, скорее, мертвит и разрушает мир вокруг себя, нежели преображает его. В русской литературе к типу антигероя стремятся так называемые «лишние люди» (Онегин - Печорин - Рудин - Обломов, в какой-то степени даже Чацкий). Пример современного антигероя - Виктор Зилов из «Утиной охоты» Алек сандра Вампилова. Герои (антигерои) могут обладать значительной долей типичности, но иногда воплощают собой типическое явление будущего (таковы герои Чернышевского, антигерои Маканина, Пелевина). Наиболее значимы типические черты в образе-персонаже. Персонаж уступает характеру качеством (и силой) индивидуальных черт. Персонаж предельно, если можно так сказать, стандартизирован. Он среднестатисти ческий человек, порождение и воплощение среды, не считающий необхо димым изменять ее или бороться с нею. Персонажами (не героями и даже не характерами) перенаселены юмористические рассказы Чехова, новеллы Мопассана, повести Н.В. Гоголя (цикл «Миргород»), Действующими лицами принято называть образы в драматургии, но и они в свою очередь подразделяются на героев, персонажей, характеры. Может ли человеческий образ в литерагуре не быть типом? Во прос закономерен и не так прост. По сути все созданное искусством стре мится к обобщению. Исключение составляют только сюрреалистические, постмодернистские произведения, авторы которых в силу своих эстетиче ских взглядов разрывают с традицией как реалистического (сугубо типи ческого), так и романтического (духовно типического) изображения чело века и мира. Вопросы и задания 1. Дайте определение сюжета, раскройте теоретические положения на примере 2-3 конкретных сюжетов из русской классики. 2. Рассмотрите сюжет пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» с точки зрения развития основного конфликта и как систему художественных образов. 3. Какова система художественных образов в романе И.С. Тургенева «От цы и дети»? Кого можно назвать героями? Кого характерами? Кого персонажами? Почему? 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz