Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.

и дети»); Болконский (Толстой «Война и мир»); Власов (Горький «Мать»), Незабываемы образы женщин-героинь: Анны Карениной, Татьяны Лари­ ной, Катерины, Ниловны... На рубеже XIX и XX вв. и особенно в последнее время в литературе утвердился образ антигероя. В нем нашел свое художественное воплоще­ ние распространенный человеческий «Тип» обломовского плана. Антиге­ рой не способен к активному действию, он занимает пассивно­ выжидательную или откровенно нигилистическую позицию. Он, скорее, мертвит и разрушает мир вокруг себя, нежели преображает его. В русской литературе к типу антигероя стремятся так называемые «лишние люди» (Онегин - Печорин - Рудин - Обломов, в какой-то степени даже Чацкий). Пример современного антигероя - Виктор Зилов из «Утиной охоты» Алек­ сандра Вампилова. Герои (антигерои) могут обладать значительной долей типичности, но иногда воплощают собой типическое явление будущего (таковы герои Чернышевского, антигерои Маканина, Пелевина). Наиболее значимы типические черты в образе-персонаже. Персонаж уступает характеру качеством (и силой) индивидуальных черт. Персонаж предельно, если можно так сказать, стандартизирован. Он среднестатисти­ ческий человек, порождение и воплощение среды, не считающий необхо­ димым изменять ее или бороться с нею. Персонажами (не героями и даже не характерами) перенаселены юмористические рассказы Чехова, новеллы Мопассана, повести Н.В. Гоголя (цикл «Миргород»), Действующими лицами принято называть образы в драматургии, но и они в свою очередь подразделяются на героев, персонажей, характеры. Может ли человеческий образ в литерагуре не быть типом? Во­ прос закономерен и не так прост. По сути все созданное искусством стре­ мится к обобщению. Исключение составляют только сюрреалистические, постмодернистские произведения, авторы которых в силу своих эстетиче­ ских взглядов разрывают с традицией как реалистического (сугубо типи­ ческого), так и романтического (духовно типического) изображения чело­ века и мира. Вопросы и задания 1. Дайте определение сюжета, раскройте теоретические положения на примере 2-3 конкретных сюжетов из русской классики. 2. Рассмотрите сюжет пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» с точки зрения развития основного конфликта и как систему художественных образов. 3. Какова система художественных образов в романе И.С. Тургенева «От­ цы и дети»? Кого можно назвать героями? Кого характерами? Кого персонажами? Почему? 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz