Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.

помощью художественного произведения мы познаем прошлое в тех об­ разах и картинах мира, которые в известной степени соответствуют прав­ де действительности, то есть являются (или являлись) распространенными. Типическое, типичное - наиболее вероятное, «нормальное», об­ разцовое для данной конкретной системы мира; в этом смысле гово­ рят о типичных для данной эпохи и нации людях, событиях, идеях и т.п. [1, т. 7, с. 507]. Соответственно тип - образ человеческой индивидуальности, наибо­ лее возможной, типичной для определенного общества. Тип как литературный герой (персонаж, характер, действующее ли­ цо) олицетворяет собой нечто соответствующее эпохе, среде, обществу, классу, формации. Тип распространен, узнаваем, детерминирован соци­ ально. Естественно, что наряду с всеобщими качествами, роднящими его с современниками, у него есть и ряд индивидуальных черт, присущих толь­ ко одному, конкретному человеку - индивидууму (манера, например). Задумайтесь над тем, что позволяет отнести, допустим, Печорина (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени») к типичному представителю своего времени и что составляет его личные, неповторимые, индивиду­ альные качества? Типичным чаще всего оказывается характер человека. В художест­ венном произведении развитие сюжета чаще всего происходит за счет развития (или проявления) характеров. Особенно богата характерами драматургия. Характер сформирован средой, в более широком смысле - исторической эпохой. Типичный харак­ тер-образ воплощает характерные (общезначимые, часто встречающиеся) свойства натуры, души, сознания. Типичны характеры-образы комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (Фамусов, Скалозуб, Репетилов и др.), по­ эмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» (Ноздрев, Плюшкин, Собакевич и др.), пьесы А.Н. Островского «Гроза» (Дикой, Кабаниха, Варвара и др.). Характер важен для развития сюжета, так как способен к действию, к изменению. Однако главным в системе художественных образов явля­ ется герой. Герой - центральный образ произведения. Он, безусловно, об­ ладает характером, типическими (всеобщими и индивидуальными) черта­ ми, но при этом герой способен принципиально изменить окружающую его действительность. Герой - двигатель сюжета. Есть нечто, что выделяет героя даже из типичной для него социально-нравственной среды, духовной атмосферы. Герой, образно говоря, способен разорвать круг привычного, стереотипно­ го существования. Героев в литературе не так уж много, но имевши ШИ к несут на себе основную смысловую нафузку произведения и потрму Таковы князь Игорь («Слово о полку Иго{|евбЛй (О л аЙ д а ц тШ Г ' «Одиссея»); Чацкий (Грибоедов «Горе от ума»); Баварои (Тур! сиси «ОТЛЕГ •16И

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz