Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.
помощью художественного произведения мы познаем прошлое в тех об разах и картинах мира, которые в известной степени соответствуют прав де действительности, то есть являются (или являлись) распространенными. Типическое, типичное - наиболее вероятное, «нормальное», об разцовое для данной конкретной системы мира; в этом смысле гово рят о типичных для данной эпохи и нации людях, событиях, идеях и т.п. [1, т. 7, с. 507]. Соответственно тип - образ человеческой индивидуальности, наибо лее возможной, типичной для определенного общества. Тип как литературный герой (персонаж, характер, действующее ли цо) олицетворяет собой нечто соответствующее эпохе, среде, обществу, классу, формации. Тип распространен, узнаваем, детерминирован соци ально. Естественно, что наряду с всеобщими качествами, роднящими его с современниками, у него есть и ряд индивидуальных черт, присущих толь ко одному, конкретному человеку - индивидууму (манера, например). Задумайтесь над тем, что позволяет отнести, допустим, Печорина (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени») к типичному представителю своего времени и что составляет его личные, неповторимые, индивиду альные качества? Типичным чаще всего оказывается характер человека. В художест венном произведении развитие сюжета чаще всего происходит за счет развития (или проявления) характеров. Особенно богата характерами драматургия. Характер сформирован средой, в более широком смысле - исторической эпохой. Типичный харак тер-образ воплощает характерные (общезначимые, часто встречающиеся) свойства натуры, души, сознания. Типичны характеры-образы комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (Фамусов, Скалозуб, Репетилов и др.), по эмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» (Ноздрев, Плюшкин, Собакевич и др.), пьесы А.Н. Островского «Гроза» (Дикой, Кабаниха, Варвара и др.). Характер важен для развития сюжета, так как способен к действию, к изменению. Однако главным в системе художественных образов явля ется герой. Герой - центральный образ произведения. Он, безусловно, об ладает характером, типическими (всеобщими и индивидуальными) черта ми, но при этом герой способен принципиально изменить окружающую его действительность. Герой - двигатель сюжета. Есть нечто, что выделяет героя даже из типичной для него социально-нравственной среды, духовной атмосферы. Герой, образно говоря, способен разорвать круг привычного, стереотипно го существования. Героев в литературе не так уж много, но имевши ШИ к несут на себе основную смысловую нафузку произведения и потрму Таковы князь Игорь («Слово о полку Иго{|евбЛй (О л аЙ д а ц тШ Г ' «Одиссея»); Чацкий (Грибоедов «Горе от ума»); Баварои (Тур! сиси «ОТЛЕГ •16И
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz