Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.
решения, более того, приобретает оттенок фальши, наигрыша. В этом об наруживается слабость произведения, незрелость автора. Пролог и эпилог относятся к сюжету. Но они могут отсутствовать в произведении. Отличительным свойством этих сюжетных элементов яв ляется их временная дистанцированность от основного действия. Для пролога характерна начальная фраза типа «Эта история произошла дав ным-давно. ..», для эпилога - «Прошли годы ...». Последовательное развитие сюжета во всех его этапах можно встре тить в классической литературе, в современной прозе сюжет претерпевает всякого рода трансформации, приобретает пародийный характер. Сюжет как система художественных образов Сюжет может быть рассмотрен и как система художественных обра зов, объединенная действием (композицией, фабулой). Понятие «художественного образа» - основное в искусстве. Образ художественный — всеобщая категория художественного творчества, специфические для него способ и форма освоения жизни, «язык» искусства и вместе с тем его «высказывание» [1, т. 5, с. 363]. В практике школьного обучения придерживаются более простого оп ределения: образ - художественная картина действительности. Важно понимать, что именно в образе концентрируется и словесно материализуется творческая энергия писателя. Реализация замысла происходит благодаря созданию образов, вписанных в тот или иной дейст венный (или созерцательно-медитативный) сюжет. В литературе образ прежде всего ассоциируется с обликом человека. Человек - главная персона искусства. Во все времена интересен именно человек: его судьба, взаимоотношения с историей, государством, его сози дательные и разрушительные способности, внешний облик и внутренний мир. Так называемые человеческие образы в литературе подразделяются на: образ-тип образ-герой образ-персонаж образ-действующее лицо образ-характер Образ-тип соотносится с понятием типического. Без осмысления этого феномена в искусстве нельзя выработать правильного (в том числе и научного) представления о сущности словесного творчества. Признаемся, что нам по-настоящему интересна книга только тогда, когда описанное в ней является для нас знакомым или узнаваемым. С 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz