Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.

«подводные течения» смысла, возникающие у читателя ассоциации, реми­ нисценции, аллюзии. Разные учебные пособия предлагают различные толкования (опреде­ ления) сюжета. Одни ученые сводят это понятие к фабуле - цепочке со­ бытий; другие полагают, что сюжетом должна быть названа разветвлен­ ная сеть художественных образов. Наиболее удачным представляется видение сюжета как развития основного конфликта произведения. Оно небесспорно, так как не каждое произведение заключает в себе ярко выраженный динамизм (есть внешне статичные, медитативные сюжеты). Но большинство книг базируется на изображении противоречивой, находящейся в развитии действительности. Персонажи, как правило, действуют в условиях реально выраженной или потенциальной борьбы друг с другом. Это обстоятельство и поддерживает читательский интерес к произведению. Важно правильно понимать природу конфликта. Конфликт - явное или до поры до времени скрытое противостояние лиц, явлений, процес­ сов. Конфликтные отношения напрямую связаны с проблематикой произ­ ведения. Приведенный в действие механизм сюжетного противостояния способствует ясному разрешению проблемы, волнующей художника. При анализе сюжета произведения необходимо определить сферы развития конфликта. Их несколько, они соответствуют сферам человече­ ской деятельности: семейно-бытовая, интимная, производственная, со­ циальная, духовная, нравственная и т.д. Принято классифицировать конфликты как внешние (бытовые, социальные, производственные), так и внутренние: (психологический, религиозно-мистический и т.д.). Разумеется, что произведение талантливого писателя часто не исчер­ пывается одним видом (или типом) конфликта. Богатая проблематика дик­ тует и разносторонность конфликтных отношений между персонажами (героями, характерами). Так, пьеса М. Горького «На дне» заставляет и се­ годня спорить о том, какое противостояние в ней значительнее, актуаль­ нее, действеннее? Какой конфликт выходит на первый план? Социальный? Нравственный? Философский? Развитие сюжета (конфликта) часто начинается исподволь. В начале произведения писатель, как правило, создает экспозицию. В ней намеча­ ется расстановка конфликтующих сторон, противоборствующих сил. В экспозиции читателя вводят в «курс дела»: указывается время, место дей­ ствия; происходит знакомство с персонажами, будущими героями (внеш­ ность, социальное положение, нравственный облик и т.п.). Экспозиции бывают полными (развернутыми) или лаконичными, носящими информа- ционно-ознакомительный характер (ср. экспозиции «Толстого и тонкого» А.II. Чехова и «Войны и мира» Л.Н. Толстого) (прил., схема 1). 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz