Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.

ском опыте. Конечно, возможно и созвучие, резонанс идей и переживаний, но в целом книга - материализованный в словесных образах и сюжете це­ лый мир. Он может быть подробно исследован, разложен анатомически «по косточкам». Это смущает некоторых студентов-филологов, тех, кто считает художественную реальность таинственной и непостигаемой. По­ верьте, при бережном и профессиональном анализе художественное про­ изведение не только не теряет - выигрывает! Современное литературоведение не настаивает на четких, идеологи­ чески выдержанных формулировках идейного содержания произведения. Речь, скорее, идет об интерпретации художественного текста. Интерпретация (толкование) - термин герменевтики. Интерпрета­ ция - способ реализации понимания. (...) Конечная цель истолкования - «представить целое событие в его частях и вновь в каждой части представить себе единый материал как движущийся, и форму как сущность, движимую этим материалом. Конечная цель должна быть обозначена как полное понимание стиля» [5, с. 213]. Для того чтобы понять (истолковать) сюжет, необходимо быть вни­ мательным ко всем его деталям, нюансам смысла, поэтическим оттенкам и т.д. Вот почему второе чтение текста учителя часто советуют называть «чтением с карандашом в руке». По ходу чтения необходимо отмечать все, что обращает на себя внимание: пейзажные и портретные зарисовки, удачные метафоры и сравнения, авторскую иронию и многое другое. Последнее —третье! - прочтение текста направлено на то, чтобы определить главную идею исследования, понять, что и почему интереснее всего было бы проанализировать именно вам: конфликт, систему художе­ ственных образов, поэтику, характер сравнений и метафор. На этом этапе анализируемое произведение желательно вписать в контекст отечествен­ ной (или даже мировой) литературы, понять его новаторский или консер­ вативно-традиционный характер. Подводя итоги сказанному, напомним, что анализ художественного текста ведется, как правило (особенно в практике школьного обучения), на трех уровнях: 1) идейно-тематическом, проблемном; 2) сюжетообразующем; 3) поэтическом. Сюжетообразующий уровень анализа художественного произведения Известному литературоведу Виктору Шкловскому принадлежит бро­ ская фраза: «Сюжет - это всё». Лучше, пожалуй, не скажешь. Писателю удается сообщить читателю ровно столько, сколько вмещают в себя сю­ жетные ресурсы. А в них входят все мельчайшие подробности текста, 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz