Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.
тельно к художественному произведению можно сказать, что идея - ос новная, главная мысль, определяющая авторский замысел и его во площение в сюжете. Каждый писатель создает свою модель мира, бытия. При этом он прибегает к соответствующим его художественному видению средствам и способам реализации своих идей. Авторская мысль находит выражение в сюжете, системе художественных образов, композиции, поэтике (языке). Исследовав всю структуру произведения, рассмотрев его в единстве формы и содержания, уяснив характер взаимодействия компо нентов, можно более или менее четко сформулировать идею прочитанного, его смысл. При внимательном (скорее всего, вторичном) чтении текста позволи тельно выдвинуть гипотезу идейного содержания (Что говорит нам ав тор?), которая должна подтвердиться или опровергнуться дальнейшим анализом. Чем талантливее писатель, тем, на первый взгляд, проще, а на самом деле сложнее формулируются «главные мысли» его произведений. И Толстой, и Достоевский, и Чехов ясны по своим взглядам, их нрав ственные и эстетические принципы внятны, хорошо известны. Но при этом произведения этих писателей сложны, мысли, высказанные в них, часто не укладываются в простые формулы, лозунги, правила хорошего тона. Чи та телю необходимо научиться со-творчеству с писателем, стремиться как можно полнее вникнуть в замысел и оценить многогранность и уни кальность его воплощения. Однако нельзя забывать, что в школе, в силу возрастных особенно стей учеников, по-настоящему серьезный и полноценный разговор о клас сике невозможен или неуместен. На уроке важно понять только самое ос новное, часто лежащее на поверхности. В качестве учебного задания мож но предложить школьникам сформулировать идею произведения в виде нравственного требования («Не лгите!», «Помогайте ближним!», «Со чувствуйте чужому горю!»), совета, лучше всего - пословицы и пого ворки. Это тренирует ум, способствует заинтересованности прочитанным. Итак, вдумчивое чтение произведения позволяет проанализировать его на идейно-тематическом уровне. На этом этапе важно соразмерить свои ожидания и даже впечатления от книги с тем, что писатель стремился сообщить, что вкладывал в свой художественный замысел. Конечно, писа тель часто воспринимает прочитанное субъективно, видит в тексте то, чего в нем, быть может, и нет, то есть выдает желаемое за действительное. Про фессиональный филолог чаще всего не идет на поводу своих личных впе чатлений, не испытывает от сюжета ни разочарований, ни восторга. Он исследователь, дорожащий объективностью оценки. Аналитику важно увидеть не свою, а чужую - авторскую(!) - модель мира. Нельзя забы вать, что писатель обладает иными, по сравнению с нашими, взглядами, чувствами. Неизбежны расхождения в историческом, религиозном, житей 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz