Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.

тельно к художественному произведению можно сказать, что идея - ос­ новная, главная мысль, определяющая авторский замысел и его во­ площение в сюжете. Каждый писатель создает свою модель мира, бытия. При этом он прибегает к соответствующим его художественному видению средствам и способам реализации своих идей. Авторская мысль находит выражение в сюжете, системе художественных образов, композиции, поэтике (языке). Исследовав всю структуру произведения, рассмотрев его в единстве формы и содержания, уяснив характер взаимодействия компо­ нентов, можно более или менее четко сформулировать идею прочитанного, его смысл. При внимательном (скорее всего, вторичном) чтении текста позволи­ тельно выдвинуть гипотезу идейного содержания (Что говорит нам ав­ тор?), которая должна подтвердиться или опровергнуться дальнейшим анализом. Чем талантливее писатель, тем, на первый взгляд, проще, а на самом деле сложнее формулируются «главные мысли» его произведений. И Толстой, и Достоевский, и Чехов ясны по своим взглядам, их нрав­ ственные и эстетические принципы внятны, хорошо известны. Но при этом произведения этих писателей сложны, мысли, высказанные в них, часто не укладываются в простые формулы, лозунги, правила хорошего тона. Чи та­ телю необходимо научиться со-творчеству с писателем, стремиться как можно полнее вникнуть в замысел и оценить многогранность и уни­ кальность его воплощения. Однако нельзя забывать, что в школе, в силу возрастных особенно­ стей учеников, по-настоящему серьезный и полноценный разговор о клас­ сике невозможен или неуместен. На уроке важно понять только самое ос­ новное, часто лежащее на поверхности. В качестве учебного задания мож­ но предложить школьникам сформулировать идею произведения в виде нравственного требования («Не лгите!», «Помогайте ближним!», «Со­ чувствуйте чужому горю!»), совета, лучше всего - пословицы и пого­ ворки. Это тренирует ум, способствует заинтересованности прочитанным. Итак, вдумчивое чтение произведения позволяет проанализировать его на идейно-тематическом уровне. На этом этапе важно соразмерить свои ожидания и даже впечатления от книги с тем, что писатель стремился сообщить, что вкладывал в свой художественный замысел. Конечно, писа­ тель часто воспринимает прочитанное субъективно, видит в тексте то, чего в нем, быть может, и нет, то есть выдает желаемое за действительное. Про­ фессиональный филолог чаще всего не идет на поводу своих личных впе­ чатлений, не испытывает от сюжета ни разочарований, ни восторга. Он исследователь, дорожащий объективностью оценки. Аналитику важно увидеть не свою, а чужую - авторскую(!) - модель мира. Нельзя забы­ вать, что писатель обладает иными, по сравнению с нашими, взглядами, чувствами. Неизбежны расхождения в историческом, религиозном, житей­ 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz