Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.

подавания литературы направлена на выяснение того, какую главную мысль пытался высказать автор и почему для высказывания ее он прибег­ нул конкретно к этому сюжету, этим персонажам, этому поэтическому языку? Напомним, что темой произведения называется главный предмет, основное содержание изложения, рассуждения, разговора. Проблема, как правило, представляет собой сложный вопрос, зада­ чу, требующую разрешения, развития. Идея - это понятие или представление, отражающее действитель­ ность в сознании человека, выражающее его отношение к ней и являющее­ ся основным принципом мировоззрения. Применительно к художествен­ ному произведению можно сказать, что идея - основная, главная мысль, определяющая авторский замысел и его воплощение в сюжете. Тема произведения чаще всего обозначается односложно (например, рассказ о буре, повесть об измене, роман о счастливом замужестве и т.д.) Но предпочтительнее развернутое обозначение тематического содержания произведения, по типу: «История о том, как произошло кораблекрушение». «Повесть про то, как влюбленные были разлучены, но встретились вновь». Многие произведения имеют односложные тематические названия, указывающие на главные события сюжета (или главного персонажа). Пушкинские повести «Выстрел», «Метель», «Барышня-крестьянка», че­ ховские «Крыжовник», «О любви», «Толстый и тонкий» названы отчасти тематически, хотя тема каждой из них может быть сформулирована более конкретно или развернуто. Так, тема «Метели» - это «история одного вен­ чания», «Толстого и тонкого» - встреча бывших приятелей на вокзале, «Крыжовника» - покупка имения как обретение смысла существования. Проблематику книги отражает ее художественный замысел, и на­ оборот. Замысел находит свое воплощение в поднятых, осмысленных и реализованных в сюжете проблемах. Проблема - это всегда своего рода препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы обрести ясное пред­ ставление о действительности, сущности процессов и явлений. Проблема заключает в себе по меньшей мере не одну, а две стороны. Они, будучи диалектически связанными, и вступают в противоречие (а то и конфликт), становящийся основой сюжета произведения. Название текста нередко называет проблему. Вспомним «Отцы и де­ ти» Тургенева, «Войну и мир» Толстого, «Таланты и поклонники» Остров­ ского. Проблемными являются и заглавия, заключающие в себе вопрос: «Что делать?», «Кто виноват?». Идея, по сути, не что иное, как решение проблемы. Каждый писа­ тель создает свою модель мира (бытия). Вот ее-то и важно расшифровать и осмыслить. Известно, что идея - это понятие или представление, отра­ жающее действительность в сознании человека, выражающее его отноше­ ние к ней и являющееся основным принципом мировоззрения. Примени­ 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz