Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.

6. Выберите какое-нибудь небольшое по объему литературное произведе­ ние и попытайтесь взглянуть на него с разных научно-исследо- вательских позиций. Напишите экспериментальную работу. С Раздел 3. Яналиэ художественного текста Каждое литературное произведение подлежит аналитическому ис­ следованию. Это, что и говорить, аксиома. Но при этом нельзя забывать, что любое талантливое стихотворение или мастерски написанный рассказ заключают в себе нечто неизреченное, таинственное, продиктованное ху­ дожнику Высшим замыслом. О том, как рождаются стихи, замечательно сказала Цветаева: Стихирастут, как звезды и как розы, Как красота - ненужная в семье, А на венцы и на апофеозы - Один ответ: «откуда мне сие?» Мы спим - и вот, сквозь каменные плиты, Небесный гость, в четыре лепестка. О мир, пойми! Певцом - во сне — открыты Закон звезды и формула цветка. Но тайны тайнами, а понять и объяснить смысл созданного писате­ лем произведения все-таки возможно. Профессиональный анализ текста позволяет глубже уяснить его содержание, понять сокровенные механизмы творчества. Как читать произведение? Это не праздный вопрос. Опытный филолог читает произведение, как правило, трижды. При первом прочтении важно отдать себе отчет в том, нравится ли вам сюжет, привлекают или отталкивают персонажи, находите ли вы что-нибудь общее между рассказанной писателем истории и вашим личным жизненным опытом. На языке современного литературоведения этот этап можно считать первоначальной актуализацией текста. Актуализации - термин рецептивной эстетики - оживление, ове­ ществление детали или эпизода литературного произведения читателем, превращение мимолетной сценки в развернутую картину, порождающую разветвленную сеть ассоциаций и эмоций [5, с. 20]. Второе чтение — попытка осмысления текста на идейно- тематическом, проблемном уровне. Важно определить (иногда зафиксиро­ вать это письменно, сформулировать, составить тезисы и т.д.) тему, про­ блематику, художественную идею произведения. Школьная практика пре­ 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz