Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.

3. Литературоведческая наука в различные культурно-исторические пе­ риоды прибегала к различным методам, как то: - биографическому (Сент-Бёв, Г. Брандес); - филологическому (Г. Пауль, В. Перетц); - мифологическому (братья Гримм, Ф. Буслаев и др.); - психологическому (А. Потебня, Д. Овсяников-Куликовский); - психоаналитическому (3. Фрейд, И. Ермаков); - интуитивистскому (А. Бергес, М. Гершензон); - культурно-историческому (братья Веселовские, Вс. Миллер); - формальному (В. Жирмунский, В. Шкловский); - социологическому (В. Перевезев); - структуралистскому (Ю. Лотман); - марксистско-ленинской критике (на ней долгое время идеологически ба­ зировалось отечественное - советское - литературоведение). 4. Основы современного литературоведения во многом заложены в трудах древнегреческого мыслителя Аристотеля. Запомните основные положения (терминологию) аристотелевской «Поэтики» (336-332 гг. до н.э.). МИМЕЗИС - подражание, несущее в себе творческое и познавательное начало. ТРАГЕДИЯ - подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем. Подражание при помощи речи, в каждой из своих частей различно украшенной; посредством действия, а не рассказа, совер­ шающего путем сострадания и страха очищение подобных аффектов (ка­ тарсис). КОМЕДИЯ - воспроизведение худших людей, однако не в смысле полной порочности ( ...) смешное - это некоторая ошибка и безобразие, ни для ко­ го не пагубное, никому не причиняющее страдания; комическая маска есть нечто безобразное и искаженное, но без страдания. ФАБУЛА - подражание действию, сочетание фактов. ХАРАКТЕР - то, почему мы действующих лиц называем какими-нибудь; то, в чем обнаруживается направление воли. МЫСЛЬ - то, в чем говорящие доказывают что-либо или просто высказы­ вают свое мнение. ПЕРИПЕТИЯ - перемена действия от счастья к несчастью, и наоборот. Согласитесь, что определения, данные Аристотелем, не утратили своей точности и актуальности в наши дни. 5. Существенное влияние на формирование эстетических воззрений на сущность поэзии оказало критическое наследие Н. Буало. Его трактат «По

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz