Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

счастливой любви и реальную невозможность полноценно воплотить же­ лаемое в действительности. В лучшей своей пьесе «Прошлым летом в Чу­ лимске» писатель обратился к истокам вечной женской драмы: опрометчи­ вости женского сердца и горькой расплаты за нее. Сюжетная линия Вален­ тина - Шаманов (она признается ему в своем чувстве, он «охлаждает» ее пыл и чуть не губит этим) отдельно напоминает известнейшую интригу и ее поэтическое толкование из пушкинского «Евгения Онегина». О женской судьбе иркутский драматург сказал, может бьгть, скупее, чем о мужской, но при этом по-вампиловски остроумно и точно. Не слу­ чайно сыграть в спектаклях по его пьесам Нину или Макарскую («Стар­ ший сын»), Галину или Ирину («Утиная охота»), Викторию («Провинци­ альные анекдоты»), Таню («Прощание в июне») и, наконец, пронзитель­ ную Валентину из «Чулимска» до сих пор является большим испытанием даже для опытных актрис. Людмила Петрушевская не просто касается «женской» темы, она царствует в ней! Есть в ее коротеньких рассказах то, что безмерно трогает. Это вера в «чудо» любви. Прием (часто чисто интригующий) знаком нам и по произ­ ведениям популярнейшей Виктории Токаревой. Книгами этой писательни­ цы многие зачитываются и сегодня. Нет смысла серьезно сравнивать Пет- рушевскую и Токареву. При схожести многих внешних черт их художест­ венное видение мира полярно. Токарева светла и лирична, как бы изна­ чально миролюбива. Петрушевская рискует показаться, и даже остаться, в глазах читателей злой и разрушительной. «Чудо» в мире героев Токаре­ вой - часто ничем серьезным не мотивированный поступок чудака- человека (показателен ее известный рассказ «Зигзаг»). «Чудо» у Петру­ шевской - явленная усталой, но не изверившейся душе благодать. И бла­ годать эта —действительное, а не иллюзорное родство душ. Проза Петру­ шевской духовна. И опять нельзя не вспомнить Александра Вампилова, герои которого страдали и мучились прежде всего от неосознанности в се­ бе именного духовного начала. Все они —и мужчины, и женщины, даже душевно утонченная Валентина, —не осознают источника искомой радости или покоя. Они бьются как рыба об лед в желании обрести-таки душевную гармонию, но - увы! - тщетно. Только интуиция способна обратить их к природе - ее тишине и первозданное™. Но даже природа - не утешитель для мытарствующих душ вампиловских «зиловых», «Шамановых», «коле- совьгх». Героини же его пьес, утратив надежду на счастье, оказываются на грани пугающей душевной пустоты. И спасительной чаще всего оказыва­ ется только воля. Конечно, воля —источник мужества и героинь Петрушевской. Но не­ которые из них одарены еще и «шестым» чувством —чувством бессмертия (тип Пульхерии из «По дороге бога Эроса»). 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz