Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
Литература помогает людям осмыслить время, в которое им выпало родиться. Мысль эта, что и говорить, не нова. Может быть, острее ощуща ешь ее в те периоды, когда влияние писателей на самоопределение нации как бы затухает. Сегодня нет того художественного имени, которое бы приковывало к себе внимание именно высказанной вслух правдой —«о времени и о себе». Запоздавшее увлечение абсурдизмом, экзистенциализ мом и рок-искусством не стало шагом в понимание того, что же со всеми нами в конце концов происходило и происходит. Ни литература, ни кине матограф последнего десятилетия в полной мере не отразили состояние современного нам мира. Этим и объясняется потребность вернуться к от крытиям недавнего прошлого, которая в силу крутых исторических пере мен стала для нас уже целой ушедшей эпохой. Еще одна неустаревающая истина: понять мир - это понять и каждо го отдельного человека. Литература «доперестроечного» периода оказа лась значительной именно потому, что обратилась к судьбе человека. А каково всем вместе и каждому в отдельности в этой непростой измученной вечными вопросами и конкретными житейскими проблемами стране? Каково мужчинам, женщинам, старикам, детям? Да, именно к такому делению нашего народонаселения мы привыкли. Все мы —люди какого-то усредненного социального, культурного, политического опыта. Многое — шансы на образование, культуру, профессию, социальное обеспечение (или отсутствие всего этого в силу каких-либо причин) —у нас уже по кон ституции было одинаково. Остается отличать друг друга хотя бы по поло вому или возрастному признаку. Но и здесь границы стали стираться. Всем знакомы наши проблемы: безвольный «он» или не в меру самостоятельная «она», наивные старики и рано повзрослевшие в семейных скандалах дети. Литература «застоя» зафиксировала странноватую для неподготов ленного к нашим условиям человека разбалансированность общества и как отражение этого - чудовищную дисгармоничность внутреннего мира че ловека, нелепость отношений: служебных, дружеских, семейных, сосед ских... Все это с удивительной проницательностью открыл для нас прежде всего Александр Вампилов. В его пьесах и внешние (часто водевильные) и внутренние (глубоко драматические, даже трагические) конфликты при чудливо переплетаются. И пьесы приобретают вид чуть искаженной, сдви нутой модели реального мира. Возникает эффект, близкий по сути к эф фекту кривого зеркала. О норме можно догадаться, но она обидно искаже на, почти уродлива. В таком «зеркале» сильный, здоровый 27-летний чело век, инженер по образованию, выглядит уже «живым покойником» с тра урным венком на шее с иронической надписью: «Сгорел на работе». Речь, конечно же, о Викторе Зилове из «Утиной охоты». Другой, 35-летний, не лишенный остроумия и мужского обаяния следователь смотрится уже глубоким стариком, мечтающим только о ско 95
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz