Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

ей действительности, перед которыми Вампилов как бы остановился —в нерешительности или в раздумье? Постараемся прояснить сказанное. Как и Вампилов, Людмила Петрушевская пишет не о каких-либо ис­ ключительных героях войны или трудовых пятилеток, а о людях из пест­ рой уличной толпы, не претендующих ни на что выдающееся. Персонажи «Старшего сына» или «Прошлым летом в Чулимске» - провинциалы, «ге­ рои» «По дороге бога Эроса» чаще всего коренные москвичи. Но это не меняет суть их существования внутри замкнутого мира не территориаль­ ной, а именно духовной «провинции». Все они так или иначе находятся на периферии каких-то магистральных (если они вообще есть в мире) соци­ ально-культурных потоков. И Вампилов, и Петрушевская пишут то, что можно привычно назвать «болотцем». В конце 60-х оно только «подерну­ лось» коварной зеленой «тиной», в конце 80-х отчаянно и уже абсолютно недвусмысленно «зацвело». Проза Петрушевской, как бы это ни показалось кому-нибудь из кри- тиков-модернистов скучным и банальным, по-настоящему реалистична. Сгущение всего «дикого» и «ужасного» в ее коротеньких рассказах, повто­ рюсь, шокирует. Но при этом нельзя не признать (или не почувствовать на интуитивном уровне, если речь идет о почти фантастических «Новых Ро­ бинзонах» или «Гигиене»), что все изображенное ею - правда. Это прав­ дивость в лучших традициях русской демократической культуры. В ней узнается хватка последователей гоголевской «натуральной школы». Та же оголенность факта и нерва, то же внешнее стремление к предельной очер­ ковой объективности... Но при этом - разрывающее душу читателя состра­ дание к соотечественникам, запертым в клетку социальной безысходности, духовного бессилия. При желании произведениям Петрушевской можно приписать и про­ роческое, и почти революционное значение. Но не будем спешить с выво­ дами в духе «реальной критики» прошлого века. Преждевременно культивировать «правдивость» прозы талантливой писательницы. Нельзя проигнорировать в ней несомненный игровой, иро­ нический элемент. Творчество Петрушевской —всегда немного игра, по­ хожая на «детскую страшилку». Этого нельзя сказать о произведениях Александра Вампилова. Его пьесы чаще всего оказывались трагикомедия­ ми, в них многое зависело от сюжетных комедийных приемов, но при этом Вампилов никогда не «играл» с читателем в конечном итоге. Его «розы­ грыши» оборачивались либо нешуточной бедой одиночества («Утиная охо­ та»), либо обретением духовного братства («Старший сын»). Вампилов не утрировал жизнь, не придавал ей очертание заведомо абсурдного фарса. Абсурдность угадывалась в предложенных им сюжетах. Она как бы про­ гнозировалась на будущие десятилетия. Если ничего принципиально не изменится, что ждет героев Вампилова? Как преодолеют они стену надви­ гающейся на них «провинциальной» бессмысленности? Не об этом ли за­ 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz