Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
Среди своих наставников-современников Людмила Петрушевская неустанно называет Александра Вампилова. Именно он дал писательнице духовный ориентир, своего рода светящуюся точку надежды среди мрач ного коридора одиночества и каждодневного человеческого несчастья. Точка эта - вера в живую душу. Петрушевской удалось не упустить этот «огонек» из вида даже тогда, когда заглянула она в самые страшные про странства «тоннеля», куда Вампилов по каким-то соображениям загляды вать остерегся. Можно сказать даже, Людмила Петрушевская продолжила своего учителя так, как развили любимые (и даже потаенные) идеи Пуш кина его ближайшие последователи —Гоголь и Достоевский. Очевидно, высказанное предположение может показаться неправо мерной «натяжкой». Век минувший часто представляется нам в ореоле «святости», «гениальности», «неприкосновенности». Мы не отдаем себе отчета в том, что на исходе уже двадцатое столетие. Не пора ли подводить и его духовные итоги? Дело не только в сравнении наших современников с именами и заслугами классиков, но и в том, чтобы понять, какие именно открытия в литературе совершили писатели XX века —в том числе и пре жде всего вынужденные или добровольные заложники «цементирующего» творчество каждого из них метода «социалистического реализма». Таких открытий не так уж много, но они с каждым новым поворотом истории становятся все очевиднее. Имя Александра Вампилова сегодня не нуждается в представлении, защите и даже расшифровке скрытого за ним художественного значения. Иркутский драматург, успевший за свою недолгую 35-летнюю жизнь на писать и опубликовать менее десятка пьес и сборник коротеньких расска зов и фельетонов, сегодня заслуженно признается основоположником це лого литературного направления. Он острее других почувствовал то «ти пическое», что определило на многие десятилетия вперед как поведение отдельного человека, так и нравственное (лучше сказать, бездуховное) со стояние страны в целом. Как классика воплотила и донесла до читателя общерусское явление, например «обломовщины», так Вампилов открыл всем нам «зиловщину» (вспомним знаменитую, трудно поддающуюся какой-либо единой интер претации «Утиную охоту»). Несколько пьес этого автора - целый художественный мир, легко выдерживающий сравнение с художественным миром Чехова и Юджина О’Нила, заставляющий вспомнить достойнейшие классические имена Пушкина, Гоголя, Достоевского, Булгакова... Об этом сегодня написаны десятки диссертаций, в которых убедительно доказана связь драматургии Вампилова с художественной традицией русской классики. Людмила Петрушевская идет вслед за своим учителем и, как было уже сказано, настойчиво проникает в те области духа и быта современной 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz