Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
в переполненные детские сады орущих невыспавшихся детей... Так били «младенчиков» под горячую руку, оскорбляли в отупляющей суете самых близких... Так уходили из мира, не успев ничего толком понять, ни к чему по-настоящему не привязаться душою... И все-таки... Все-таки главная тема Петрушевской - не безжалостное обвинение пошлого и жестокого мира, а поиск любви. Не скроем, что это тема и всей русской классической литературы как прошлого, так и нынешнего, уже истекающего столетия. Она гениально открыта «Повестями Белкина» А.С. Пушкина и ждет своих интерпретато ров по сей день. Дань литературной традиции, в центр внимания поста вившей судьбу «маленького» человека в равнодушном к нему мире, отдали Василий Шукшин и Александр Вампилов, Андрей Битов и Фазиль Искан дер, Юрий Трифонов, Венедикт Ерофеев, Виктория Токарева, Булат Окуджава, Валентин Распутин... Проклятые русские вопросы не дают покоя совестливой русской пи сательской душе. Петрушевская не исключение. Ее имя в ряду других та лантливых имен... По примеру своих духовных учителей (а среди них, бес спорно, Достоевский и Вампилов) писательница отыскивает и воплощает тех еще живых или уже умерших, которые нуждались и нуждаются в «бес смертной любви». Воспитанному в атеизме современному читателю Пет рушевская напоминает (а может быть, и впервые открывает для него) смысл божьей милости, человеческого альтруистического участия, бес смертия душевных порывов. И это среди видимого хаоса людских поро ков, заблуждений, предательства и безумств. А между тем безумие «застоя» два-три десятилетия назад кому-то, может быть, даже большинству, казалось нормой, более того - чем-то род ным, естественным, неизменным. В те годы не все соотносили свои лич ные трагедии и проблемы с трагической судьбой Отечества. Мы часто не отдавали себе отчета в том, что всеми ощущаемое удушье (кому не хватает метров жилищной площади, кому аудитории для высказывания своих со кровенных идей) —это нехватка «кислорода» свободы, отсутствие элемен тарной бытовой культуры, перечеркнутая перспектива творческой дея тельности... Уродливое время создавало нравственных уродцев: инфан тильность - незрелость! —целого поколения давала о себе знать. Катастро фически снижался не только экономический, но и духовный уровень от ношений в обществе. Страна все более и более походила на какое-то замк нутое, изолированное от цивилизованного мира пространство, своего рода «провинцию», в которой «уродцы» привыкли к своему незавидному поло жению и не пытаются его изменить. Как не вспомнить уроки чеховской «Палаты № 6», где ум и безумие меняются местами, в жизни торжествует абсурд, а интеллигенция тут не осознает своего нравственного предназна чения - беречь, уважать и преумножать человеческое достоинство. 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz