Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
впечатление о мире полотна), но вместе с тем это и прорыв в те сферы ду ши и быта современного человека, которые до Петрушевской с такой про ницательностью и пронзительностью почти не исследовались. Первое, часто поверхностное чтение книги «По дороге бога Эроса», способно либо оттолкнуть неопытного читателя, либо вызвать эмоцио нальный шок даже у закаленных знатоков литературы. Писательница ви дит изображаемый ею мир предельно отчетливо, подробно - «без при крас». Ее описания лаконичны и абсолютно беспристрастны. Петрушев- ская смело балансирует на грани дозволенного приличием, рискуя пока заться циничной. Писательница, не стесняясь, заглядывает в самые непри ступные тупики и лабиринты человеческих отношений, не отводит взгляда ни от телесных язв, ни от бытовой «грязи». «Какой ужас!» - только и подумает ошарашенный всеми «непри стойными» или мистическими подробностями книги Петрушевской чита тель —и отложит том в сторону. Но не торопитесь вынести наспех прочи танному категорический и строгий приговор. Не лучше ли вдуматься, пе речесть еще и еще... Людмила Петрушевская, как и многие деятели искусства эпохи кон ца 50-х - начала 80-х гг., из когорты дарителей света среди мрачного от чаяния современности. Эпоху эту справедливо было бы назвать «допере строечной», если бы такие, на первый взгляд, исторические термины не менялись и не устаревали бы в нашем многострадальном отечестве с мол ниеносной быстротой. И тем не менее время, отображенное Петрушевской в книге «По дороге бога Эроса», конкретно узнаваемо. Нет точных истори ческих дат происходящих событий, но есть неоспоримость бытовых и пси хологических подробностей. Проза Петрушевской (возьму на себя сме лость утверждать. - ЛИ. ) увековеченный в отечественной литературе пе риод советского «застоя». Все, кто пережил его в сознательном возрасте, прочитав Петрушевскую, обязательно не только вспомнят тягостные быто вые реалии, но как бы вновь ощутят атмосферу духовного катастрофиче ского удушья. Его, к несчастью, в той или иной мере испытали на себе все думающие люди —свидетели «застойной» эпохи вынужденного историче ского безвременья. Именно так, как описывает Петрушевская, «работали» во всевоз можных безмерно расплодившихся столичных НИИ, болтали о пустяках или о смысле жизни в хмельных пивбарах. Так морочили голову не пере водящимся в донжуанской судьбе инфантильные «сорокалетние» мальчи ки, так безрадостно и нервно ждали в однокомнатных «хрущобах» на скромный ужин и «воровское» счастье одинокие «милые дамы» своих лю- бовников-зануд... Так «грелись» в одиноких холодных трамваях, умирали на сырых вонючих простынях в психушках, справляли свадьбы в пошлых «столовках», страдали инфекционными заболеваниями в запущенных от делениях родильных домов... Так волокли по темным заснеженным улицам 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz