Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

впечатление о мире полотна), но вместе с тем это и прорыв в те сферы ду­ ши и быта современного человека, которые до Петрушевской с такой про­ ницательностью и пронзительностью почти не исследовались. Первое, часто поверхностное чтение книги «По дороге бога Эроса», способно либо оттолкнуть неопытного читателя, либо вызвать эмоцио­ нальный шок даже у закаленных знатоков литературы. Писательница ви­ дит изображаемый ею мир предельно отчетливо, подробно - «без при­ крас». Ее описания лаконичны и абсолютно беспристрастны. Петрушев- ская смело балансирует на грани дозволенного приличием, рискуя пока­ заться циничной. Писательница, не стесняясь, заглядывает в самые непри­ ступные тупики и лабиринты человеческих отношений, не отводит взгляда ни от телесных язв, ни от бытовой «грязи». «Какой ужас!» - только и подумает ошарашенный всеми «непри­ стойными» или мистическими подробностями книги Петрушевской чита­ тель —и отложит том в сторону. Но не торопитесь вынести наспех прочи­ танному категорический и строгий приговор. Не лучше ли вдуматься, пе­ речесть еще и еще... Людмила Петрушевская, как и многие деятели искусства эпохи кон­ ца 50-х - начала 80-х гг., из когорты дарителей света среди мрачного от­ чаяния современности. Эпоху эту справедливо было бы назвать «допере­ строечной», если бы такие, на первый взгляд, исторические термины не менялись и не устаревали бы в нашем многострадальном отечестве с мол­ ниеносной быстротой. И тем не менее время, отображенное Петрушевской в книге «По дороге бога Эроса», конкретно узнаваемо. Нет точных истори­ ческих дат происходящих событий, но есть неоспоримость бытовых и пси­ хологических подробностей. Проза Петрушевской (возьму на себя сме­ лость утверждать. - ЛИ. ) увековеченный в отечественной литературе пе­ риод советского «застоя». Все, кто пережил его в сознательном возрасте, прочитав Петрушевскую, обязательно не только вспомнят тягостные быто­ вые реалии, но как бы вновь ощутят атмосферу духовного катастрофиче­ ского удушья. Его, к несчастью, в той или иной мере испытали на себе все думающие люди —свидетели «застойной» эпохи вынужденного историче­ ского безвременья. Именно так, как описывает Петрушевская, «работали» во всевоз­ можных безмерно расплодившихся столичных НИИ, болтали о пустяках или о смысле жизни в хмельных пивбарах. Так морочили голову не пере­ водящимся в донжуанской судьбе инфантильные «сорокалетние» мальчи­ ки, так безрадостно и нервно ждали в однокомнатных «хрущобах» на скромный ужин и «воровское» счастье одинокие «милые дамы» своих лю- бовников-зануд... Так «грелись» в одиноких холодных трамваях, умирали на сырых вонючих простынях в психушках, справляли свадьбы в пошлых «столовках», страдали инфекционными заболеваниями в запущенных от­ делениях родильных домов... Так волокли по темным заснеженным улицам 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz