Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

ПРИ ПОПЫТКЕ К СОПРОТИВЛЕНИЮ Эпоха в духе Л. Петрушевской Много добрых дел делаешь при попытке к сопротивлению. Л. Петрушевская Прочитанная от корки до корки книга Людмилы Петрушевской «По дороге бога Эроса» (Москва, Олимп, 111111, 1993) способна всерьез повли­ ять не только на настроение, но и мировосприятие думающего читателя. Она состоит из пяти циклов, включающих в себя сорок пять рассказов. Самые короткие из них —двустраничные, самые «длинные» - чуть меньше сотни страниц. Разделы-циклы названы так; «По дороге бога Эроса» (4 рассказа), «Бессмертная любовь» (12 рассказов), «Реквиемы» (11 расска­ зов), «В садах других возможностей» (10 рассказов), «Монологи» (8 рас­ сказов). Произведения, включенные в книгу (вышедшую в серии «Му best» - «Мое лучшее»), написаны в разное время: от середины 50-х до кон­ ца 80-х гг., но даты написания их писательницей не проставлены. И это не небрежность автора, а скорее рациональный умысел. Нетрудно заметить, что все рассказы того или иного цикла строго — почти классически, без иронии и лукавства —объединены темой. В первом разделе, давшем название всему сборнику («По дороге бога Эроса»), это тема «случайной встречи», переходящей со временем в «бес­ смертную любовь» или ставшей всего-навсего курьезом («Али-Баба»). Во втором цикле темой разговора становится сама «бессмертная любовь» (именно так назван цикл), оставляющая о себе память: трагическую или юмористическую, раздражающую или примиряющую человека со своей жизнью. В «Реквиемах» речь идет уже как бы о воплощенной, часто в ка­ ких-то иррациональных формах, любовной памяти. В этом цикле собраны истории о тех, кто покинул земной мир, но не забыт близкими или просто случайными людьми. Есть, впрочем, среди рассказов из «Реквиемов» и примеры полного забвения чужой человеческой жизни. Особенно сильное впечатление производит самый коротенький «Смысл жизни» - о «заживо» похороненном в одной из экспериментальных клиник неизлечимо забо­ левшем молодом враче. За печальными «Реквиемами» следует фантастический, в чем-то па­ родийный и озорной, но в то же время и по-настоящему философский цикл «В садах других возможностей». Он соединяет в себе бытовое и потусто­ роннее, собранные в него рассказы то смешат, то откровенно пугают. Завершают книгу блистательные «Монологи». В них - сгусток всего уже сказанного Петрушевской в других, более лаконичных произведениях (коротенькие рассказы —осколочки, большинство монологов —прежде все­ го «Свой круг» и «Время ночь» —«мазаичньге», дающие полное и острое 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz