Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

Важно то, что у них меняются критерии оценки себя и окружающих - мира в целом. Мера ответственности перед судьбой, талантом, близкими становится осмысленной в классическом литературном духе. В результате наполняются новым живым смыслом понятия добра и зла, любви к ближ­ нему, совести, долга. Происходит стремительная переоценка ценностей! Исходя из этого, можно судить о том, что советская литература в конце 70-х - начале 80-х гг. уже готова к духовно-религиозной теме иску­ пления, покаяния. Это серьезная и глубокая «переоценка ценностей». На­ чало ей во многом положил фильм «Покаяние» (реж. Абдуладзе), где про­ звучало предупреждение: нельзя обращаться ни с историей, ни с человече­ ским сердцем походя. Необходимо вдумчивое и ответственное отношение ко всему, что происходило со страной и людьми в советский период разви­ тия. 90-е гг. ознаменовались, однако, существенным снижением содержа­ тельного качества литературы. И уж, бесспорно, расставанием с пафосом. Как надуманно идеологическим, так и чистосердечным. Восторжествовала разрушительная ирония! Да, сегодня полноценный - традиционный, узнаваемый предыдущи­ ми поколениями советских людей - пафос практически не возможен. Стремительно разрушаются стереотипы восприятия мира в духе и модели «социалистического реализма» (В. Пелевин, В. Сорокин), но новое, желан­ но позитивное содержание пока не складывается. Момент отрицания силь­ нее момента созидания. В смысловом отношении гораздо продуктивнее промежуточный (на­ зовем его переходным) период развития отечественной культуры. В ткани произведений писателей рубежа веков (XX и XXI) сосуществовали как бы два пласта содержания: еще пафосный (идейно-романтический) и уже ли­ шенный оного - безыдейно-«реальный», даже натуралистический. От осоз­ нания такого, в известном смысле оксюморонного, бытия в головах чита­ телей рождались горькие мысли, а сердце изнывало тревогой. Конец XX века ознаменовался появлением серьезных литературных произведений, ставших прорывом в новую эстетику. К сожалению, такое творчество до сих пор не получило должной критической оценки и чита­ тельского доверия. Нельзя не признать, что ирония Венедикта Ерофеева («Москва - Петушки»), Виктора Ерофеева («Жизнь с идиотом»), Людмилы Петрушевской («По дороге Бога Эроса»), Татьяны Толстой («Кысь»), Анд­ рея Битова («Пушкинский дом») требует особого истолкования аллегории, символов, подтекста и потому излишне «грузит» массового читателя. Не потому ли в ходу все более развлекательные бестселлеры?! В многоречи­ вой «дамской прозе» последних лет нет духовного прозрения. Да и «убой­ ные» сериальные детективы мало обогащают. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz