Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

предъявляя к ним требования не ниже требований, предъявляемых к себе самому. Чуть дальше по сюжету романа Тимоша Игнатьев, любимый пле­ мянник генерала Опочина, будет в бессильной тоске бить по щекам извер- га-старосту из своей деревеньки. И он не сможет примирить в себе потреб­ ность «свободы для всех» с невозможностью наказать конкретного пре­ ступника иначе, чем крепким кулаком. Но исправляется ли зло силой уда­ ра? Да и исправится ли оно вообще когда-нибудь? И прекратятся ли вой­ ны? До гармонии ли, когда и героям, и автору «Свидания с Бонапартом» порою кажется, что давно и сознательно потерян общий созидающий смысл событий, утрачены критерии добра и зла, а в оркестре человеческих отношений нагло солирует флейта-пикколо, зовущая толпу к боям и обе­ щающая власть победителям? Больно и грустно думать о судьбах людей, которые «рождаются, набираются сил, научаются радоваться, надеяться, глядеть на себя в зеркало, удивляться своим формам, цвету глаз, сиянию улыбки, и всё это для того, чтобы однажды накинуться друг на друга, хри­ пя и кашляя, пускать друг другу кровь». Жизнь и кончина генерала Опочина весьма традиционны для рус­ ской классики, основной мыслью которой так или иначе была мысль о бла­ городстве души и пытке страдания отдельной личности за все несовершен­ ство мира. Мука для русского аристократа и русского интеллигента неред­ ко заключалась в тревоге ума и непокое сердца. Все любимые герои Б. Окуджавы —так или иначе страдальцы от ве­ ры в добро и ум. Показательна судьба брата генерала Опочина, отца Ти­ моши, отчаянного книжника и мечтателя, не сумевшего примирить идеалы французской революции с «вонью скотных дворов милого своего отечест­ ва», покончившего жизнь самоубийством в самом расцвете лет. Действительность обманывает мечтателя. Мысль эта, что и говорить, не нова. Кризис романтического сознания всегда привлекал внимание ев­ ропейских и мировых художников, поиск истоков крушения идеалов при­ водил к глобальным социальным обобщениям, имеющим результатом ко­ лоссальные революционные преобразования в странах. Булат Окуджава ни в коей мере не копирует старые модели «утраченных иллюзий», он иссле­ дует природу разочарований своего времени. Его герои —усталые от «за­ стоя» духовной и общественной жизни 60-70-х гг. наши современники. А явная перекличка раздумий писателя с мыслями жизни Толстого лишь подчёркивает вечность и серьёзность этих дум для русской интеллигенции, для всей отечественной культуры. Вслед за толстовскими героями герои Окуджавы размышляют над разгадкой того «бескрайнего муравейника», каким время от времени пред­ ставляется всем нам жизнь, где порой теряется человеческое «я», где и без него - этого самого излюбленного нашим эгоизмом «я» —«все будет расти и подниматься... и обрушиваться... и вновь подниматься выше?». 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz