Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
предъявляя к ним требования не ниже требований, предъявляемых к себе самому. Чуть дальше по сюжету романа Тимоша Игнатьев, любимый пле мянник генерала Опочина, будет в бессильной тоске бить по щекам извер- га-старосту из своей деревеньки. И он не сможет примирить в себе потреб ность «свободы для всех» с невозможностью наказать конкретного пре ступника иначе, чем крепким кулаком. Но исправляется ли зло силой уда ра? Да и исправится ли оно вообще когда-нибудь? И прекратятся ли вой ны? До гармонии ли, когда и героям, и автору «Свидания с Бонапартом» порою кажется, что давно и сознательно потерян общий созидающий смысл событий, утрачены критерии добра и зла, а в оркестре человеческих отношений нагло солирует флейта-пикколо, зовущая толпу к боям и обе щающая власть победителям? Больно и грустно думать о судьбах людей, которые «рождаются, набираются сил, научаются радоваться, надеяться, глядеть на себя в зеркало, удивляться своим формам, цвету глаз, сиянию улыбки, и всё это для того, чтобы однажды накинуться друг на друга, хри пя и кашляя, пускать друг другу кровь». Жизнь и кончина генерала Опочина весьма традиционны для рус ской классики, основной мыслью которой так или иначе была мысль о бла городстве души и пытке страдания отдельной личности за все несовершен ство мира. Мука для русского аристократа и русского интеллигента неред ко заключалась в тревоге ума и непокое сердца. Все любимые герои Б. Окуджавы —так или иначе страдальцы от ве ры в добро и ум. Показательна судьба брата генерала Опочина, отца Ти моши, отчаянного книжника и мечтателя, не сумевшего примирить идеалы французской революции с «вонью скотных дворов милого своего отечест ва», покончившего жизнь самоубийством в самом расцвете лет. Действительность обманывает мечтателя. Мысль эта, что и говорить, не нова. Кризис романтического сознания всегда привлекал внимание ев ропейских и мировых художников, поиск истоков крушения идеалов при водил к глобальным социальным обобщениям, имеющим результатом ко лоссальные революционные преобразования в странах. Булат Окуджава ни в коей мере не копирует старые модели «утраченных иллюзий», он иссле дует природу разочарований своего времени. Его герои —усталые от «за стоя» духовной и общественной жизни 60-70-х гг. наши современники. А явная перекличка раздумий писателя с мыслями жизни Толстого лишь подчёркивает вечность и серьёзность этих дум для русской интеллигенции, для всей отечественной культуры. Вслед за толстовскими героями герои Окуджавы размышляют над разгадкой того «бескрайнего муравейника», каким время от времени пред ставляется всем нам жизнь, где порой теряется человеческое «я», где и без него - этого самого излюбленного нашим эгоизмом «я» —«все будет расти и подниматься... и обрушиваться... и вновь подниматься выше?». 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz