Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

чески: всех их преследуют страх, презрение к хамству мародёров, смер­ тельная усталость от бытовых неудобств и морального дискомфорта. Б. Окуджава не видит в военных буднях, трофеях и даже победах ни­ чего привлекательного, идущего далее сиюминутной эмоциональной вспышки. Вчитаемся в страницы романа, посвящённые занятой француза­ ми Москве, описанию атаманства Варвары Волковой, рассказам Пряхина о настроениях в русской армии. Они пестрят кровавыми эпитетами, удру­ чающими ум и сердце сравнениями. С этих страниц встаёт образ чудовищ­ ного хаоса, где перемешаны легкомысленная удаль одних и неоправданная жестокость других, пьяный кураж третьих, животный страх четвёртых... И беспомощность, и рабская зависимость от слепой воли провидения —всех! Резко характеризует Окуджава войну, где «убийцу убивают и их убийц тоже, а за ними уже спешат новые... И тот, кто крутит это колесо, ввергает их в преступление, связывает по рукам и ногам, и у них уже нет сил отре­ шиться... каков соблазн!» Состояние военной неразберихи, полуанархии, при которой немыс­ лимо говорить о полноценной культуре и нравственности, мудрой полити­ ке, духовном здоровье, отражает неблагополучие XX века в целом. Сама ли война, тревожное ли ожидание её, мучительные ли воспоминания о про­ шлой войне, мрачные ли пророчества войны грядущей - всё это искажает и омертвляет душу человека, делает её зависимой, подозрительной, агрес­ сивной. Война, сама возможность ей возникновения в какой бы то ни было точке земного шара, чревата невосполнимыми гуманитарными потерями! Покончить с войной - первая задача человечества. Но как избавиться от неё, не прибегнув в очередной раз к насилию? Есть ли выход из тупика во­ енной лихорадки? Кто возложит на себя миссию спасения людей, не под­ дастся искушению трофеями? Славой? Льготами? Такой «не от мира сего» герой Окуджавой найден! Это старый генерал русской армии Николай Опочин. Лицо в романе отчасти загадочное. Неординарное. По сути - тра­ гическое. Наверное, не у одного из читателей Опочин вызвал недоумение, гра­ ничащее порой с раздражением. Как и чем оправдать поведение генерала, отказывающегося принять участие в военных событиях в самый трагиче­ ский для своей страны момент? Кто он, этот «развращающий» утопиче­ скими мечтами своих дворовых, праздно - среди чумы! - настроенный на вкушение удовольствий барин? Возможно ли «перед лицом гибели Отече­ ства» оправдать его крайний индивидуализм, вызывающее эстетство, гедо­ низм, эпатирующее хладнокровие? И между тем генерал Опочин, безусловно, близок, если не сказать больше —духовно автобиографичен - самому Окуджаве. Писатель любует­ ся врождённым чувством свободы своего героя. Генерал не желает играть роль в новой войне (у него за плечами их уже две!), роль ещё одной хоро­ шо натренированной жертвы. Умереть на полях сражения, может быть, во­ 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz