Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

Действие романа «Свидание с Бонапартом» разворачивается в ситуации Отечественной войны 1812 г. В настоящее время у большинства из нас —благодаря школьным урокам и вузовским лекциям —сложились вполне чёткие представления о ходе и значении этой войны, о роли в ней её полководцев и рядовых. Естественна поэтому обострённая читательская ревность к фактографической стороне сюжета романа, к строжайшему со­ блюдению в нем якобы исторической правды. Не секрет, что Булат Окуд­ жава разочаровал многих любителей эпохальных событий, изобразив их не «такими, каковы они были на самом деле». Он смело проигнорировал ряд исторических фактов легендарного двенадцатого года, вольно обошёлся с подробностями географии, костюмов и интерьера. Современный писатель вынес на суд дотошного зрителя нечто весьма отдалённо напоминающее Отечественную войну начала XIX века. 1812 г. и люди, его пережившие, узнаются лишь внешне, можно сказать, костюмно. Сохранены декорации и аромат событий, идейно-содержательная суть успешно трансформирована в наши дни. Булат Окуджава смело создаёт роман, где героями становятся люди «кровавого века» (какого по счету —не так уж и важно!), а война приобре­ тает значение всеобщей, универсальной войны, то есть войны как тако­ вой —того насильственного нарушения мира когда в личной судьбе и об­ ществе воцаряются хаос и смятение. Сам участник Второй мировой войны, Б. Окуджава навсегда возне­ навидел кровопролитие народов. Достаточно вспомнить его практически пацифистическое произведение «Будь здоров, школяр!», некоторые лири­ ческие стихотворения знаменитого военного цикла, чтобы признать, что война для Окуджавы —противоестественное и чудовищное состояние об­ щества, трагедия личной жизни. Непоправимая беда. Катастрофа. Роман Б. Окуджавы «Свидание с Бонапартом» уже по своей тематике имеет явную перекличку с известнейшим романом Л. Толстого «Война и мир». Но если для великого русского писателя Отечественная война две­ надцатого года заключает в себе, наряду с варварством и дикостью воен­ ных нравов, несомненное человеческое благородство лучших представите­ лей дворянства и жертвенность народа, то Окуджава в изображении своей «всеобщей» войны склонен видеть в ней только горе и страх, кровавое ме­ сиво, бездарную неразбериху передвижений. Писатель убеждён во вреде всякой агрессии для судьбы каждого от­ дельного человека. Для него не существует только русского, французского, австрийского несчастья. Б. Окуджава нарочито сближает судьбы разных народов, вовлечённых судьбой в войну. Героями «Свидания с Бонапартом» становятся и русский Тимофей Игнатьев, и французская певица Луиза Би- гар, и австрийский учитель Франц Мендер. Они объединены сюжетно (вы­ нуждены скрываться в чудом уцелевшем доме на Поварской) и психологи­ 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz