Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
Действие романа «Свидание с Бонапартом» разворачивается в ситуации Отечественной войны 1812 г. В настоящее время у большинства из нас —благодаря школьным урокам и вузовским лекциям —сложились вполне чёткие представления о ходе и значении этой войны, о роли в ней её полководцев и рядовых. Естественна поэтому обострённая читательская ревность к фактографической стороне сюжета романа, к строжайшему со блюдению в нем якобы исторической правды. Не секрет, что Булат Окуд жава разочаровал многих любителей эпохальных событий, изобразив их не «такими, каковы они были на самом деле». Он смело проигнорировал ряд исторических фактов легендарного двенадцатого года, вольно обошёлся с подробностями географии, костюмов и интерьера. Современный писатель вынес на суд дотошного зрителя нечто весьма отдалённо напоминающее Отечественную войну начала XIX века. 1812 г. и люди, его пережившие, узнаются лишь внешне, можно сказать, костюмно. Сохранены декорации и аромат событий, идейно-содержательная суть успешно трансформирована в наши дни. Булат Окуджава смело создаёт роман, где героями становятся люди «кровавого века» (какого по счету —не так уж и важно!), а война приобре тает значение всеобщей, универсальной войны, то есть войны как тако вой —того насильственного нарушения мира когда в личной судьбе и об ществе воцаряются хаос и смятение. Сам участник Второй мировой войны, Б. Окуджава навсегда возне навидел кровопролитие народов. Достаточно вспомнить его практически пацифистическое произведение «Будь здоров, школяр!», некоторые лири ческие стихотворения знаменитого военного цикла, чтобы признать, что война для Окуджавы —противоестественное и чудовищное состояние об щества, трагедия личной жизни. Непоправимая беда. Катастрофа. Роман Б. Окуджавы «Свидание с Бонапартом» уже по своей тематике имеет явную перекличку с известнейшим романом Л. Толстого «Война и мир». Но если для великого русского писателя Отечественная война две надцатого года заключает в себе, наряду с варварством и дикостью воен ных нравов, несомненное человеческое благородство лучших представите лей дворянства и жертвенность народа, то Окуджава в изображении своей «всеобщей» войны склонен видеть в ней только горе и страх, кровавое ме сиво, бездарную неразбериху передвижений. Писатель убеждён во вреде всякой агрессии для судьбы каждого от дельного человека. Для него не существует только русского, французского, австрийского несчастья. Б. Окуджава нарочито сближает судьбы разных народов, вовлечённых судьбой в войну. Героями «Свидания с Бонапартом» становятся и русский Тимофей Игнатьев, и французская певица Луиза Би- гар, и австрийский учитель Франц Мендер. Они объединены сюжетно (вы нуждены скрываться в чудом уцелевшем доме на Поварской) и психологи 77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz