Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

вдохновению; и печальный знаток людского непостоянства Мюссе; и не­ превзойдённый мифотворец XX века Маркес... Но не иностранная тради­ ция определяет сущность сказанного советским писателем. Его главные советчики и учителя - Пушкин, Лермонтов и Толстой. Недосягаемость пушкинской простоты —стилистический магнит для Окуджавы. Лермонтов близок автору «Свидания с Бонапартом» тем, что за внешней романтиче­ ской внешностью своего Героя умел разглядеть страдающую, трагически бесперспективную и вполне реальную жизненную плоть. Роман Окуджавы не лишен психологизма в духе печоринских дневниковых записей. Самый главный, самый влиятельный авторитет, с которым Окуджава то спорит, то смиряется, которого то атакует, то превозносит, —Лев Толстой. Вслед за ним ищет он логику человеческого поведения в обществе и, не находя, предаётся то бунту, то смирению. Да, Окуджава манипулирует найденным до него в отечественной и мировой культуре с опытностью блестящего фокусника. И, создавая иллю­ зию внешнего изящества событий «давно минувших дней», наполняет ро­ ман глубоким и трепетным содержанием современности. Писатель пере­ осмысливает известные художественные мифы, в придуманном им «исто­ рическом сюжете» узнаются сегодняшние проблемы и явления. Нельзя не сказать, что в приёме творческого переосмысления тем и образов прошлого Б. Окуджава не одинок. Вспомним, как проступают в «театре Александра Вампилова» черты Гоголя и Мольера, Достоевского и О'Нила, Уильямса и Чехова. И это - сознательная «ссылка» на предшест­ венников, умелый диалог с ними. А иногда решительный и принципиаль­ ный спор. В недавно опубликованном в России романе А. Битова «Пуш­ кинский дом» мы находим умышленное соотнесение избранного писате­ лем сюжета о Льве Одоевцеве с традиционными «русскими сюжетами» Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Чернышевского, Тютчева. Ленин­ градский поэт А. Кушнер постоянен в своей преданности легко узнавае­ мым мотивам стихов Ахматовой и Пастернака, Фета и Анненского. В пе­ реплетении музыкальных и поэтических традиций - прелесть искусства кумира сегодняшней молодёжи Бориса Гребенщикова. В хорошем смысле слова «узнаваем» и поддаётся эстетической расшифровке кинематограф А. Тарковского, Н. Михалкова, В. Сокурова. Булат Окуджава созвучен этим художникам в их стремлении скон­ центрировать творческую энергию современности, сфокусировать неис­ черпаемый потенциал России. Эстетическая природа нового романа Б. Окуджавы, вобравшая в себя опыт значительного пласта русской и мировой культуры, определила неза­ урядность этого произведения, понять которое - задуматься о русском че­ ловеке, понять его в стремлении к свободе, ненависти ко всякого рода за­ висимости. Прочитать Окуджаву —лишний раз убедиться в его - русского человека —таланте и обреченности. 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz