Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

«ПОЕДИНОК "ФАНТАЗИИ С ХЛАДНЫМ ГРАНИТОМ"» Булат Окуджава «Свидание с Бонапартом»: жанр и сюжет Рецензия (Статья написана в 1986 г.) Проза Булата Окуджавы обладает редкой магической способностью привлекать к себе читательское внимание, захватывать наше воображение глубиной и сочностью повествования, долго держать в эмоциональном плену наши мысли и чувства, после того как тот или иной роман этого ху­ дожника прочитан. Есть в творчестве Б. Окуджавы нечто такое, что вызывает к нему особый род доверия и нежности. Писатель мудр. Вчитываться в него - слышать исповедь много познавшего на своём веку сердца. Роман «Свидание с Бонапартом», вышедший отдельной книгой в из­ дательстве «Советский писатель» в 1985 г., —своеобразный итог размыш­ лений автора над судьбами своего многострадального Отечества. На пер­ вый, поверхностный взгляд, он может показаться искусственно романтиче­ ским, нарочито придуманным, но серьёзное чтение «Свидания с Бонапар­ том» позволяет судить о нём как о значительном достижении современно­ го реалистического искусства. Перед нами, безусловно, роман со всеми традиционными для этого жанра, чуть подзабытого нашими писателями, характеристиками. Налицо и разветвлённая образная система при одной доминирующей сюжетной линии (судьба Тимофея Игнатьева), и широкий социально-исторический фон происходящих в произведении событий, и неторопливо-объективная манера романного повествования. В «Свидании» встречаются, переплета­ ются и расходятся разные человеческие характеры и судьбы. Как опытный романист, Б. Окуджава заботится о том, чтобы интрига держала читателя в напряжении, а психологический рисунок героя потрясал иногда своей не­ предсказуемостью. Булат Окуджава подчёркнуто чтит традиции, но при этом его последний роман - вещь особенная, во многом исключительная, даже странная. Сложную эстетическую природу «Свидания с Бонапартом» опреде­ лило, скорее всего, то, что произведение создавалось во второй половине XX века и поэтому невольно вобрало в себя богатейший опыт отечествен­ ной и европейской романистики более чем трёх веков. В нём легко угады­ вается и давно знакомое, и оригинальное, принадлежащее только его соз­ дателю. Образованному современному читателю нет-нет да и почудится, что глядят на него со страниц «Свидания» и саркастический Вольтер, вольно обращающийся с историей в угоду своему безудержному ироническому 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz