Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

пость души Пушкину. Его гений - каждому! Причем в одном миге —весь, до конца (или бесконечно?), навсегда, даром. В юношеской статье «Три пророка» Лев Одоевцев вывел Тютчева завистником, мысленно вызвавшим Пушкина на дуэль. Но великий поэт даже не заметил на себе дерзкого взора собрата по перу. Пушкин - вне до­ сягаемости для зависти, ему она просто неведома. Он слишком одарен, чтобы не иметь в душе того, что имеет кто-то другой, пусть даже весьма способный человек. Скрывать свой талант - ниже достоинства поэта. Пе­ реждать, не высовываться —такого закона для него нет. Обнаружить себя — вот первейшее назначение таланта, трудный и счастливый крест его. Сальери, Тютчев (в трактовке Одоевцева —А. Битова), Митишатьев себя постараются не раскрыть. Спрятаться за традицию, манеру, чужую философию - это их стиль. Одоевцев же, просвященный в пору духовного неведения дедом: «Прежде всего нам грозит от бесплатного, от Богом дан­ ного, от того, что ничего никогда не стоило, ни денег, ни труда, от того, что не имеет стоимости, вот откуда нам гибель: от того, чему не назначена цена, от бесценного!»1—и, ведомый автором дорогой свободной, не сумеет скрыть себя самого. Он обнаружит в себе силу сопротивляться, пусть не­ лепо, фарсово, бесплодно в итоге, но не молчать, не притворяться, не лгать в лицо своему обидчику. На печально известных, исторических (или тоже уже подмененных?) дуэльных пистолетах произойдет поединок между Одоевцевым и Митншатьевым. Для того и другого это шаг в... никуда, оп­ рометчивый, но неизбежный. Он —разрешение клубка противоречий, вы­ ходом из которых может быть только уничтожение того или иного духов­ ного истока —одоевцевского ли, митишатьевского ли толка. В живых останутся и тот и другой. Митишатьев ехидно исчезнет, ос­ тавив на месте дуэли папироску «Север», а Лев Одоевцев, очнувшись ут­ ром воскресного дня, будет всерьез озадачен учиненным погромом. Как это похоже на откровенное авторское издевательство! Покуражились, дес­ кать, и будет. Но не ехидство на сей раз руководило А. Битовым. Глухая тоска по настоящему, стон по правде и искренности прорывается к нам со страниц внешне пародийно написанной «Дуэли». Так Лев Одоевцев «остался ни с чем». Но открылась ли ему тайна? Жизнь внешне не изменилась. Отдохнувшие друг от друга за праздник со­ трудники Пушкинского дома заполнили с утра кабинеты и музейные залы. Никто не заметил следов погрома. Лева приступил к своим служебным обязанностям. Его детское наивное желание того, чтоб хоть кто-нибудь — хоть завхоз! —заинтересовался изменениями если не в духовном климате, то хотя бы в интерьере Пушкинского дома, увы, неисполнимо. Всё внешне стабильно, никто не подозревает о возможных деформациях. Изменилось нечто в самом Леве, но и до этого никому нет дела. А то, как дальше будет 1 Битов А.Г. Пушкинский дом. - М.: Современник, 1989. - С. 68. 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz