Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

может, «хоть слово сказать отчетливо, хоть матом послать»'. Более других Митишатьев ненавидит таких, как Одоевцев. Добиваясь первенства, Ми- тишатьев становится духовным совратителем Одоевцева, своего рода Ме­ фистофелем при современном Фаусте. Ведь если «падет» Лева, то есть окажется такой же сволочью, как все, значит, Митишатьев —самая высшая духовная точка века, и ему все подвластно. Но Одоевцев не то, чтобы по­ коряется Митишатьеву, а ведет себя как-то непредсказуемо. Он вроде и трапезу с ним делит, и безумствует вместе на набережной, и яд речей по­ зволяет в себя влить, а в итоге «своим» не оказывается. В бешенстве Ми­ тишатьев упрекает: «Из-под всего выкручиваешься. Все объяснишь по- своему и успокоишься. А если не успокоишься —то мучиться и страдать начнешь, таким мировым упреком, что, кажется, убил бы тебя собствен­ ными руками...»2. Митишатьев чувствует: на уровень Одоевцева ему не подняться. Одоевцев догадывается: всегда есть шанс встать на ступень ниже, подать Митишатьеву руку как равному, с радостью раба пожать и им протянутую руку. В чем Одоевцев выше своего недруга? В том, что дается человеку даром - в потомственном аристократизме духа В нем, забрызганном гря­ зью эпохи, неистребим благородный порыв к высоте и вере. И чем естест­ веннее ведет себя Одоевцев, тем настойчивее и небезобиднее искушает его Митишатьев. Разогретый водкой и гневом, бывший приятель под­ ытоживает: «Жить мы на одной площадке не можем - вот что! Может, это и есть классовое чутье? Или нет, это, наверно, биология. Ты думаешь, я те­ бе не даю покоя? Нет, нет! Ты! Я не могу, пока ты есть. Ты неистребим»3. Не разговор ли это Левы со своим вторым «я», не упреки ли самому себе: «Ты не можешь восстать, ты стал таким же рабом, как я...»4Вспомним, что именно после этих слов летят в воздух листы своей и чужих диссертаций, бьются стекла в шкафах, выкрикиваются ругательства, разбивается в драке друзей-врагов посмертная маска Пушкина (им кажется, что она единствен­ ная и настоящая, утром выясняется - на складе копий много). После обви­ нения в рабстве Одоевцев учиняет скандал, погром, переворот. В научных залах научного литературного института творится какое-то сверхдвиже­ ние, среди которого готова обнаружить себя сама истина В чем она? В от­ казе от молчания; Лев Одоевцев боялся признаться себе в том, что вместе с веком мало-помалу усваивал рабскую психологию молчания. Интуитивно, еще совсем зеленым аспирантом он чувствовал, что зло именно в этом, тютчевском завете —«скрывайся и молчи», то есть таи в себе свой пре­ красный мир, а людям дари лишь маску, награждая скупыми подачками информации от барских щедрот. Копи! Как несвойственна была эта ску­ 1 Битов А.Г. Пушкинский дом. - М.: Современник, 1989. - С. 303. 2 Там ж е .- С . 291. 3 Там ж е .- С . 299. 4 Там же. - С. 305. 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz