Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
ет несколько слоев повествования. Сам писатель в своих авторских отсту плениях много теоретизирует о «фабуле», «герое», «внутренней несамо стоятельности» «романа-музея», «непростой механике сюжета», о «таре, созданной для нас, но использованной нами для нужд современности»1. А. Битов создает картины подчас откровенно иррациональные. Стремясь к «сотрудничеству и соавторству времени и среды»2, он прибегает к помощи многочисленных образов, намеков, повторов, ассоциаций. Похоже, что писатель стремится создать нечто вроде духовно эстетического эфира, где «материя, дробясь, членясь и сводясь ко все бо лее элементарным частицам, вдруг и вовсе перестает существовать от по пытки разделить ее дальше»3. Повествование А. Битова - течение духа, где возможны пересечения и взаимопревращения образов, понятий, деталей. Такая манера письма способствует рождению в сознании читателя (осо бенно мало-мальски просвещенного) всякого рода символов, знаков, дога док. И при этой возможности понять и расшифровать битовский текст ос тается некая тайна, что-то, что обязательно собьет с логики, нарушит стройность напрашивающихся выводов. Духовно-эстетический эфир —это узнаваемая культура, на фоне которой бытовое поведение персонажей приобретает дополнительный смысл, в нем начинает проступать Вечность. Флер духа и культуры по-своему облагораживает реальность, но самое главное - трагедизирует ее. Созвучие имен, название глав, эпиграфов за ставляет нас интеллектуально и мысленно напрячься, ожидать мощного развития событий, величия высказанных в сюжете идей. Или напротив — принижает изображаемое, создает визгливо-пародийный тон, извращает смыслы, искажает веками испытанные теории. Третья часть «Пушкинского дома» («Бедный всадник») сопровожда ется цитированием в диапазоне от лирики Баратынского до «Бесов» Досто евского, в ней легко узнаются мотивы и образы «Медного всадника» Пуш кина, сюжетные ходы «Что делать?» Чернышевского, приемы современно го кинематографа, влияние поэзии Ахматовой, Пастернака, Кушнера. От чтения последней главы «Пушкинского дома» остается ощущение будущей стихии, невнятности произносимых пьяных, почти безумных ре чей, смертельной усталости от сознания бесплодности всех духовных уси лий. «Бедный всадник» - это своего рода мучительное разрешение от бре мени лжи и притворства. Должно случиться что-то сверхординарное, поч ти гениальное, чтобы взорвать это псевдосоединение людей, которые «друг на друге живут, в один сортир ходят, один труп русской литературы жрут, и одним комплексным обедом заедают, и на одном месячном билете в одном автобусе в одну квартиру ездят, и один телевизор смотрят, одну 1 Битов А.Г. Пушкинский дом. - М.: Современник, 1989. - С. 7. 2 Там же. - С. 9. 3 Там же. 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz