Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

ет несколько слоев повествования. Сам писатель в своих авторских отсту­ плениях много теоретизирует о «фабуле», «герое», «внутренней несамо­ стоятельности» «романа-музея», «непростой механике сюжета», о «таре, созданной для нас, но использованной нами для нужд современности»1. А. Битов создает картины подчас откровенно иррациональные. Стремясь к «сотрудничеству и соавторству времени и среды»2, он прибегает к помощи многочисленных образов, намеков, повторов, ассоциаций. Похоже, что писатель стремится создать нечто вроде духовно­ эстетического эфира, где «материя, дробясь, членясь и сводясь ко все бо­ лее элементарным частицам, вдруг и вовсе перестает существовать от по­ пытки разделить ее дальше»3. Повествование А. Битова - течение духа, где возможны пересечения и взаимопревращения образов, понятий, деталей. Такая манера письма способствует рождению в сознании читателя (осо­ бенно мало-мальски просвещенного) всякого рода символов, знаков, дога­ док. И при этой возможности понять и расшифровать битовский текст ос­ тается некая тайна, что-то, что обязательно собьет с логики, нарушит стройность напрашивающихся выводов. Духовно-эстетический эфир —это узнаваемая культура, на фоне которой бытовое поведение персонажей приобретает дополнительный смысл, в нем начинает проступать Вечность. Флер духа и культуры по-своему облагораживает реальность, но самое главное - трагедизирует ее. Созвучие имен, название глав, эпиграфов за­ ставляет нас интеллектуально и мысленно напрячься, ожидать мощного развития событий, величия высказанных в сюжете идей. Или напротив — принижает изображаемое, создает визгливо-пародийный тон, извращает смыслы, искажает веками испытанные теории. Третья часть «Пушкинского дома» («Бедный всадник») сопровожда­ ется цитированием в диапазоне от лирики Баратынского до «Бесов» Досто­ евского, в ней легко узнаются мотивы и образы «Медного всадника» Пуш­ кина, сюжетные ходы «Что делать?» Чернышевского, приемы современно­ го кинематографа, влияние поэзии Ахматовой, Пастернака, Кушнера. От чтения последней главы «Пушкинского дома» остается ощущение будущей стихии, невнятности произносимых пьяных, почти безумных ре­ чей, смертельной усталости от сознания бесплодности всех духовных уси­ лий. «Бедный всадник» - это своего рода мучительное разрешение от бре­ мени лжи и притворства. Должно случиться что-то сверхординарное, поч­ ти гениальное, чтобы взорвать это псевдосоединение людей, которые «друг на друге живут, в один сортир ходят, один труп русской литературы жрут, и одним комплексным обедом заедают, и на одном месячном билете в одном автобусе в одну квартиру ездят, и один телевизор смотрят, одну 1 Битов А.Г. Пушкинский дом. - М.: Современник, 1989. - С. 7. 2 Там же. - С. 9. 3 Там же. 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz