Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

битовского романа, не предполагает в человеке свободного ума и само­ стоятельного поведения. Люди обидно зависимы от суеты, праздности, не­ гласного закона безудержного потребления. А. Битов дерзко передает ат­ мосферу без-временья, без-умия, бес-смысленности, без-дарности. Это мир без Пушкина, без понятий о красоте и свободе духа. Человек здесь движет­ ся в обозримых параметрах конкретных, примитивных целей, навязанных ему «течением», «общим законом». Отсутствие достойной перспективы судьбы, узость профессиональных интересов, заранее известный ритуал карьеры, оговоренные и согласованные рамки замыслов и экспериментов, причесанные мысли, выхолощенные идеи - это то, что вело к «застою» ду­ ха, породило чудовища конъюнктуры, конформизма, бюрократии, инфан­ тилизма. Уже в начале 70-х гг. А. Битов ощущает время как пустоту «между контрастами», зону трусливого неумного молчания. И среди этого утом­ ляющего душу затмения его томит предчувствие катастрофически мощной волны, в которой очищение и смерть будут одновременны. Вот этим со­ кровенным знанием и этим духовным томлением автор постепенно одаря­ ет своего героя. Но Льву Одоевцеву не так безнадежно, как А. Битову. Пи­ сатель зорче всматривается в личину своего времени. И пока Лев Одоевцев пытается править свою удобную, на все времена написанную диссертацию, А. Битов описывает праздничное гулянье, проходящее недалеко от Пуш­ кинского дома и вовлекающее в себя большинство людей. Описание демонстрации дано А. Битовым нарочито ехидно. Оно мо­ жет больно зацепить не одно патриотически настроенное сердце. Но нель­ зя не признать ту психологическую правоту, которую писатель воспроиз­ водит мастерски как выстраданную, по сути глубоко трагическую. Пусть не все, но очень многие из интеллигентных кругов общества узнают свои ощущения, обнаружат общность мыслей и чувств с автором. Вот как пи­ шет А. Битов: «Тут бы гоголевское восклицание о том, “знаете ли вы”, и что “нет, вы не знаете”, что такое массовое народное гулянье. То есть все, конечно, знают и каждый. Сейчас все всё знают. Форма эта известна. Форм у нас не так много, и они все взаимосвязаны. Где был? На гулянье. Что де­ лал? Гулял, форма - известная, содержание - нет»1. Люди безлики, это уг­ нетает больше всего: «Мы рассматриваем толпу, заглядываем в лицо, ищем узнать —нет лица!». Гулянье пошло и бесцельно: «Гуляя, мы, сте­ чемся на ту же площадь, куда нас вели, где нас покинули, - бродим бес­ смысленно по месту потери, ищем. Найдем - знакомство, собутыльника, драку; ничего не найдем - пойдем спать...»2. Косноязычно, узнаваемо и страшно. Так чувствовать праздничный день может только измученная бессмыслицей, знающая цену вечным вопросам, поискам смысла жизни, 1 Битов А.Г. Пушкинский дом. - М.: Современник, 1989. - С. 281. 2 Там же. - С. 282. 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz