Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

Уверенно заявляет о себе тема Великой Отечественной войны (пока­ зательна пьеса В. Розова «Живые» —сюжетная основа фильма «Веч­ но живые»). Настойчиво звучит тема учительства, поднимается авторитет настав­ ника, особенно учителя литературы и истории (творчество Алексина, Тендрякова). В кинематографе —«Доживем до понедельника» (зна­ ковый фильм о назревших переменах в сознании интеллигенции). Тема учительства нашла свое продолжение в драматургии JI. Разу­ мовской («Дорогая Елена Сергеевна») и ранних произведениях В. Пелевина «Омон Ра»). Содержание литературы 50-60-70-х гг. во многом зиждется на ком­ мунистической идеологии. «Кодекс строителя коммунизма», как известно, во многих своих нравственных постулатах совпадает с христианским по­ ниманием добра и зла. Но из него изъято главное —религиозный пафос и смысл, а именно: их —в высоком духовном смысле - все острее не хватает современному писателю, герою и читателю. Современность 70-80-х гг. все чаще обнаруживает свою безнравственность и бездуховность. В литерату­ ре появляется образ антигероя (показательны пьесы Александра Вампи- лова, прежде всего —«Утиная охота»; лирика Высоцкого, проза Трифоно­ ва, Распутина и др.). Советская идеология слепо формирует советского человека. Он, увы, все чаще равен ограниченной безликой «среде» и потому во многом упо­ добляем чеховским персонажам. Неудивителен поэтому и «бум» Чехова в театре и кино того времени. (Начало ему положено выходом на экран фильма Н. Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино», нашумевшими спектаклями Товстоногова и Эфроса.) В литературе 70-х гг. ослаблено внимание к дореволюционному ис­ торическому: оно «упирается» в лучшем случае в «толстовские» историче­ ские горизонты. Прослеживается четкая идеологическая и во многом псев­ доисторическая цепочка: 1812-1825-1861-1905—1917...—1941—1945 ...—1956 и т.д. То, что прошлое с его богатым смыслом (содержанием) и пафосом (не только героико-патриотическим, но и христиански-страдальческим) не берется в расчет, затрудняет восприятие как истории, так и человека во всем их многообразии и разносторонности. Даже учителя и писатели (не говоря об учениках и читателях) лишены сферичности восприятия пере­ живаемого бытия. На материале отечественной литературы (50-70-е гг.) трудно полноценно рассуждать о единстве сознаний: - бытового; - исторического; - религиозного; - мистического.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz