Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

евцева? И пусть герой не достигнет этого лучезарного предела, но успех уже в том, что он узнает о нем и им начнет измерять свою конкретную, од­ нажды данную ему жизнь. Конечно, происшедшее с героем в романе мож­ но традиционно назвать столкновением характера со средой. Но это не со­ всем точно определяет то, что случилось с Левой. Неверно и излишне прямолинейно было бы судить о романе Андрея Битова как о рецепте обретения смысла жизни и веры в собственное даро­ вание. Он - о духовных мытарствах интеллигенции XX века, которая, пройдя через множество «ловушек» и «капканов», дезориентирующих ее ум и душу, смогла-таки (или это опять очередная ловушка?) отличить зер­ на от плевел, посметь сказать правду себе и о себе, не солгать хотя бы в итоге своей судьбы, назвав грязное —грязью, а безликое - пустотой. В начале своего пути Одоевцев не готов к восприятию жизни такой, какова она есть. Лева дезориентирован своим благополучным детством, легкой учебой в институте, беспрепятственным поступлением в аспиран­ туру. «Очень способный мальчик», он свободно рассуждает на любые фи­ лологические темы, не вдумывается в перипетии отношений между члена­ ми своей знаменитой в истории культуры России семьи, в которой он, по едкому замечанию автора, «был скорее однофамильцем, чем потомком». Будучи школьником, Лева сделал доклад, в котором осветил «всего Пуш­ кина» и искренне не знал, что «может требоваться еще на пути, который так легко ему распахнулся и предстоял» . Потребовалось, однако, многое. Время, обстоятельства жизни и роковые случайности ввергли Льва Одоев- цева в тот стремительный круговорот само- и миропознания, в результате которого он обрел религию, веру, лицо. И это случилось именно с ним - потомком знаменитого аристократического рода, возросшим на «вытоп­ танной почве» современности конца 50-х —начала 80-х гг. нынешнего сто­ летия. Он начинает, как все, как любой, как каждый. Юноша Одоевцев го­ тов разделить участь большинства представителей своего поколения. Внешне он ничем не отличается от праздно настроенной университетской молодежи 50-х гг.: брюки заужены по моде, но не больше дозволенной мерки. «Дозволенность» - одно из ключевых понятий битовского романа. В дозволенности, в рьяном усвоении ее масштабов, в добровольно возло­ женном на себя ее бремени, в ликовании по поводу разрешения прежде не­ дозволенного миллионы людей будут видеть и высокий смысл, и торжест­ во справедливости. Поколение Льва Одоевцева вполне утешено свободой «ничего-не-делания». «Время болтало, и люди всплыли на поверхность его и счастливо болтались в нем, как в теплом море, дождавшись отпуска, - умеющие лежать на воде»2. Не пушкинская «свободная стихия» заполнила 1 Битов А.Г. Пушкинский дом. - М.: Современник, 1989. - С. 15. 2 Там же. - С. 26. 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz