Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

«ИЗ ЛАБИРИНТА В БОЖИЙ МИР» Вслед за героем романа А Битова «Пушкинский дом» (Статья написана в 1989 г.) Дом мой с непокрытой головой - пуст . А. Битов «Пушкинский дом» «Если у человека есть ум сердца и он хочет поведать миру то, что у него есть, то он неизбежно будет талантлив в Слове, если только поверит себе»1. Так внушает Андрей Битов, рассуждая о природе и назначении пи­ сательского таланта. Через Слово человек-художник осуществляет свою пророческую миссию. Талант - ничто иное, как преданность нашедшему тебя (или найденному тобой?) Слову. Главное - не солгать! Быть искрен­ ним —это уже пророчествовать, ведь «только откровенность неуловима и невидима, она поэзия, неоткровенность, самая искусная —зрима, это пе­ чать, каинова печать мастерства, кстати, близкого и современного нам по духу»2. Похоже, сам Андрей Битов избегает именно мастерства, заранее обдуманного повествования, выверенное™ кажущихся случайными штри­ хов. Его «Пушкинский дом» - бесстрашная исповедь еще одного сына сво­ его века. Герой романа —человек «рокового года» рождения, ровесник ав­ тора, близкий ему в мелочах и главном. Так Онегин был близок Пушкину, Печорин—Лермонтову, Павел Кирсанов —Тургеневу. А. Битов хорошо зна­ ет то и тех, о чем и о ком пишет. Он рискует пророчествовать. Всякая дру­ гая, более скромная, цель не стоит столь титанических духовных усилий. Впрочем, есть ли более скромные цели у искусства? Более удобные есть. Интерес к Слову и его чудодейственной силе в последнее время ве­ лик. Искусство во всех своих проявлениях —живопись, кинематограф, ли­ тература - пробивается в духовные, даже иррациональные сферы бытия. Надо ли говорить о том, что только намек на тему пророка и пророчества в отечественной литературе рождает в памяти множество ассоциаций. Хре­ стоматийно известные примеры ставят в тупик то своей очевидностью, то кричащей парадоксальностью. Ясное с детства при зрелом обдумывании становится сомнительным, а прежде туманное обретает черты скучноватой аксиомы. Роман «Пушкинский дом» расцвечен цитатами. Это своего рода интеллектуальный лабиринт, попав в который становишься не просвещен­ нее, но осторожнее: на каждом шагу ждет тебя уже прежде с людьми бы­ валое. И сквозь это умное нагромождение чужого опыта прорываешься к самому себе, к тем единственно своим мыслям, которые еще не стали ни для кого цитатой, но жизненно необходимы прежде всего тебе. Более всего А. Битов цитирует девятнадцатый век. Это естественно: 1 Битов А.Г. Пушкинский дом. - М.: Современник, 1989. - С. 118. 2 Там же. —С. 119. 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz